Как
молитьсо о человеке в первые дни после смерти
Когда тело усопшего омыто и одето, сразу же начинают читать канон, называемый
"Последование по исходе души от тела".
Это последование положено читать священнику, для чего он призывается в
дом умершего. Если таковой возможности нет, а на практике так часто и
бывает, то последование могут прочитать ближайшие родственники и знакомые.
Опускаются при этом начальный возглас и начальные молитвы иерея, сугубая
ектения "Помилуй нас. Боже...", молитва иерея "Боже духов
и всякия плоти..." (обычно их заменяют чтением 12 раз "Господи,
помилуй"), а также заключительный отпуст которые по Уставу Церкви
произносят только священнослужители. Читать канон мирянам следует с предначинательных
молитв: "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче
наш", затем 12 раз "Господи, помилуй", 90-й псалом и далее
по порядку. Заканчивается канон молитвой "Помяни, Господи, Боже наш..."
с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают также при последующем
чтении Псалтири после каждой "Славы". Если человек умер вне
дома и тела его в квартире нет, то в час сообщения о смерти все равно
нужно прочитать этот канон и далее читать Псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную неделю (8 дней от Пасхи до вторника
Фоминой недели - Радоницы), то помимо "Исследования по исходе души
от тела" читается Пасхальный канон.
В Православной Церкви существует благочестивый обычай непрерывного чтения
Псалтири над телом покойного вплоть до его погребения. Псалтирь нужно
читать сразу по кончине, если даже тело усопшего находится вне дома. Псалтирь
читается и в дальнейшем в молитвенную память о почившем, в дни поминовения,
а особо усиленно в первые сорок дней по кончине. Мнение, что смерть в
Страстную седмицу усугубляет грехи усопшего, а в Пасху или Светлую седмицу
облегчает - неверно.
Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать
над гробом умершего книгу псалмов, а не другую книгу Священного Писания.
Именно Псалтирь воспроизводит все многообразие движения нашей души, так
живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает
утешения и ободрения в наше сердце. Чтение Псалтири - молитва Господу
об усопшем - утешает скорбящих и помогает душе новопреставленного в ее
загробных странствиях.
Псалтирь разделена на 20 больших частей - кафизм (от греческого слова
"кафизо" - "сижу", что означает возможность сидеть
при чтении Псалтири). Каждая кафизма делится на группы псалмов, отделяемых
словом "Слава". Псалтирь - составная часть Библии, однако, обрести
Псалтирь можно и в отдельном издании, и в некоторых молитвословах.
Если Псалтирь читает мирянин, то чтение начинается с прошения "Молитвами
святых отец наших...", затем предначинательные молитвы: "Царю
Небесный", "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче
наш" и далее по порядку. Каждая кафизма начинается молитвословием:
"Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу", "Приидите, поклонимся
и припадем Христу, Цареви нашему Богу", "Приидите, поклонимся
и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему".
Затем читаются псалмы до слова "Слава", что означает "Слава
Отцу и Сыну и Святому Духу". На каждой "Славе" читается
молитва "Помяни, Господи Боже наш...", находящаяся в конце "Последования
по исходе души от тела" с упоминанием имени усопшего. Затем продолжается
чтение псалмов до следующей "Славы". По окончании кафизмы читают
"Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче наш",
тропари и молитву, положенную после каждой кафизмы. Возбраняется при чтении
Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы,
не находящиеся в Богослужебных книгах.
Во время Пасхальной недели (8 дней от Пасхи до вторника Фоминой недели
- Радоницы) в церкви чтение Псалтири заменяется чтением Пасхального канона.
Дома над усопшим чтение Псалтири также можно заменить чтением Пасхального
канона. Но если такой возможности нет, то можно читать и Псалтирь, т.к.
Псалтирь употребляется с первых времен христианства не только в одних
скорбных случаях, но и в радостных, а Апостольские постановления указывают
читать Псалтирь в 3-й день по кончине ради Того, Кто в 3-й день воскрес
из мертвых. Отсюда следует заключить, что нет надобности отлагать чтение
Псалтири над усопшим и в святые дни Пасхи. Для выражения же большей торжественности
праздника, можно делать некоторые прибавления пасхальных песней, по прочтении
каждой кафизмы и даже "Славы". Если к гробу умершего приглашен
священник, то он совершает заупокойное богослужение - литию или панихиду.
В первый же день нужно позаботиться о церковном
поминовении усопшего. Желательно сразу же, в день смерти, заказать
сорокоуст в тех храмах, где богослужение совершается ежедневно.
Если позволяет финансовая возможность, то заказывают до семи и более сорокоустов
в разных храмах и монастырях. В тех местах, где таких церквей поблизости
нет, сложилась практика поминать усопшего в течение сорока Божественных
литургий. Если рядом несколько храмов, то хорошо и в них подать записки
с именем усопшего на Божественную литургию или на панихиду. Делать это
можно и даже нужно еще до отпевания и погребения. Усопшие, со дня кончины
которых не прошло 40 дней, называются новопреставленными.
Пока гроб с покойным находится дома, прощаться с усопшим приходят родственники,
друзья, знакомые. И, в большинстве случаев, подойдя к гробу, не находят
нужных слов для прощания. Самое уместное в этом случае, осенив себя крестным
знамением, прочитать следующие краткие молитвы:
"Со святыми упокой, Христе, душу усопшего раба Твоего новопреставленного
(имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная",
или: "Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного
(имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная, и даруй ему
Царствие Небесное".
При смерти женщины в молитвах соответственно читается "душу рабы
Твоей новопреставленной (имя)".
Необходимо попросить прощение у почившего
и простить ему все обиды.
|
|