Почему
мы поминаем усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни?
ПЕРВЫЕ
ДВА ДНЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и
может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день
она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви IV века,
когда ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского,
сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день после смерти:
"Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего
получает с стерегущего ее Ангела облегчение н скорби, каковую чувствует
от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношения в
церкви Божией за нее совершено, от чего в нeй рождается благая надежда.
Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при
ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается
иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба,
в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица,
ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых
имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из
мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе
христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова
св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ.
чтение ", авг. 1831).
В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает
состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле,
бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы! мне,
яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит,
несть помилуяй ю! ко ангелам очи вознодяши, бездельно молится: к человеком
руки простираюши, не имать помогающего, тем же возлюблении мои братие,
помысливше нашу краткую жизнь, прославленному упокоения от Христа просим,
и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек,
стихира самогласна, глас 2).
В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет:
"Ведь сестра-то сама не умрет, тело умирает, а лице умирающего остается.
Переходит только в другие порядки жизни. В теле лежащем под святыми и
потом выносимом ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так
же жива, как и теперь. В первые часы и дни она будет около вас. - И только
не проговорит, - да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли.
Мы, остающиеся, плачем об отошедших, а им сразу легче: то состояние отрадное.
Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным
жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся,
будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и верно дивится тому"
("Душеполезное чтение", августа 1894).
Следует иметь ввиду, что это описание первых двух дней по смерти дает
общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех случаев. Действительно,
большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы
не подходит под это правило, и по вполне очевидному соображению: святые,
которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании
перехода и иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые
дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно
К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению
Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные"
опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: "внетелесное"
состояние есть лишь начало первого периода бесплотного "странствия"
души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл
в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух ангелов,
которые должны сопровождать их.
Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что
подобные отклонении от общего правила посмертного опыта являются доказательствами
"противоречий" в православном учении, но такие критики понимают
все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих)
ни в коем случае не является какой-то догмой, это просто "модель",
которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие
случаи, как в православной литературе, так и в рассказах о современных
опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после
смерти (иногда во сне), являются примерами истинности того, что душа действительно
обычно остается вблизи земли некоторое короткое время. Но к третьему дню
(а часто и раньше) этот период приходит к концу.
|
|