Несколько
примеров спасительности молитв об умерших
Святой Григорий Двоеслов, Папа Римский, представляет замечательный пример
действия молитвы и жертвоприношений за умершего, случившийся в его монастыре.
"Один брат, - говорит он, - за нарушение обета нестяжания (бескорыстия,
бедности) лишен был по смерти, в страх другим, церковного погребения и
молитвы в течение 30 дней; а потом из сострадания к его душе, в продолжение
следующих 30 дней, за него была приносима Бескровная Жертва с молитвой.
В последний из этих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых
родному брату своему и сказал: "Доселе худо было мне, а теперь уже
я благополучен, ибо сегодня получил приобщение " (Беседы, книга 4-я,
глава 55).
Тот же святой отец в беседах своих с диаконом Петром повествует о явлении
одного умершего пресвитеру, которого он просил помочь ему молитвой о нем
к Богу, и в заключение говорит: "Из сего видно, как полезно душам
приношение Священной Жертвы, когда и сами духи (умерших) просят о том
живущих и указывают на знаки, через кои они очищаются от грехов"
(там же).
Блаженный кир (господин - с греч.) Лука рассказывает о самом себе, что
когда умер родной его брат в крайнем небрежении (по отношению к вере и
Церкви. - Ред.), он просил Бога открыть ему участь умершего. Стоя однажды
на молитве, старец увидел душу брата своего в руках бесовских. Тогда он
послал некоторых из братий осмотреть келлию умершего. Посланные нашли
золото и дорогие вещи, которые старец приказал отнести в ближайший город
и раздать бедным и нищим. Сделав это, старец опять стал молиться и увидел
судилище Божие и Ангелов света, спорящих с бесами о душе его брата. Бесы
вопияли: "Ты праведен, так суди же: душа наша, ибо она творила дела
наши". Ангелы говорили, что она избавлена милостыней, розданной за
нее. Бесы противились и восклицали: "Да разве он раздал милостыню?
Не сей ли старец?" Устрашенный подвижник отвечал: "Да, я сотворил
милостыню, но не за себя, а за сию душу". Тогда бесы исчезли, и видение
кончилось (Пролог, августа 24-го [сентября 6-го. - Ред.] дня).
Преподобный Макарий Александрийский, обратившись
с вопросом к сухому черепу, узнал важные истины, касающиеся состояния
умерших. Он, между прочим, спросил: "Ужели вы никогда не чувствуете
никакого утешения?" (Преподобный обычно совершал молитвы об усопших
и желал знать, служат ли они к пользе.). Милосердствующий о душах Господь
восхотел открыть это Своему угоднику и, чтобы уверить раба Своего, вдохнул
в иссохший череп слова истины: "Когда, - ответствовал череп, - ты
приносишь молитвы о мертвых, то мы чувствуем некое утешение" (Слово
об усопших в вере).
Святая игумения Афанасия завещала сестрам
своего монастыря, незадолго до своей кончины, творить нищим трапезу в
течение сорока дней после ее смерти, в память о ней. Но сестры исполняли
это завещание только в течение десяти дней, и такое забвение ее воли вызвало
святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух Ангелов некоторым
из сестер, она сказала: "Для чего преступили вы заповедь мою? Да
будет вам известно, что творимая до сорока дней за душу милостыня, питание
алчущих (нуждающихся в пище и питии) и молитвы священников умилостивляют
Бога: если души усопших грешны, то через это они получают от Господа отпущение
грехов, а если безгрешны, то благотворительность за (ради) служит ко спасению
благотворителям" (Четии-Минеи и Пролог, 12 (25) апреля).
Святая мученица Перпетуя во время общей молитвы
в темнице нечаянно произнесла имя своего умершего брата Динократа. Вразумленная
этой нечаянностью, она стала молиться о нем Богу и в следующую ночь удостоилась
видения. Она видела брата выходящего из темного места, в сильном пламени,
мучимого жестокой жаждой, нечистого видом и с раной на лице, с которой
он умер. Между ним и святой мученицей была глубокая пропасть, так что
ни не могли приблизиться друг к другу, а около того места, где стоял Динократ,
был полный водоем (колодезь), край которого был намного выше его роста,
почему брат ее никак не мог достать края водоема и напиться из него.
Из этого святая мученица поняла, что брат ее находится в муках, и с сильным
воплем и слезами стала ежедневно молиться о его спасении. Вскоре она удостоилась
второго видения: темное место, в котором находился ее брат, сделалось
светлым, и брат ее, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждался прохладой;
где у него была рана, там остался только след ее; край водоема был только
по пояс ему, и на краю водоема стояла полная золотая чаша, из которой
он пил, и потом стал веселиться. Этим и кончилось видение, из чего святая
Перпетуя поняла, что он освобожден от мук ("Деяния мучеников",
Рюикара. Изд. 1802 г., 3, гл. 7 8; Страдания святой Перпетуи).
Святой Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский,
часто совершал Божественную Литургию об усопших и говорил, что она весьма
много помогает душам их. В подтверждение этого он приводит следующий пример:
"Один узник, за которого родители, считавшие его умершим, трижды
в год совершали Божественную литургию - в дни Богоявления, Святой Пасхи
и Святой Пятидесятницы, по освобождении из плена, явившись неожиданно
к своим родителям, вспомнил, что в эти самые дни приходил к нему в темницу
со светильником некий славный муж: оковы спадали с ног его и он делался
свободным; в прочие же дни он опять содержим был в оковах, как узник"
(Четии-Минеи, ноября 12-го (25-го) дня).
Святой Иоанн Дамаскин повествует о том, что
"у одного из святых мужей был ученик, живший беспечно. Что же? Смерть
настигла его в такой беспечности. Милосердный Отец Небесный, подвигнутый
слезами и воплями старца, открыл (показал) ему того юношу горящим в пламени
даже до выи (шеи), подобно немилосердному богачу, упоминаемому в притче
о Лазаре. Когда же святой подверг себя строгим подвигам поста и молитвы,
с крепким воплем умоляя Бога, то увидел его, объятого пламенем до пояса;
наконец, когда святой муж присоединил болезни к болезням (то есть еще
более усилил свою молитву), то Бог в видении явил его (юношу) старцу изъятым
из пламени и совершенно свободным" (в Слове об усопших в вере).
Святой Григорий Двоеслов повествует о том, что во времена святого Венедикта
(Нурсийского; V - VI вв. - Ред.) жили две постницы, имевшие несчастную
привычку говорить много не на пользу ни себе, ни другим. Святой старец
увещевал их оставить эту привычку и грозил за непослушание отлучением.
Не исправившись, они умерли; однако они подлежали отлучению вследствие
угрозы праведника; и хотя как постницы они были похоронены в церкви, но,
как отлученные, не могли остаться в ней. Когда диакон возглашал "Оглашеннии,
("Оглашенными" в древней Церкви называли готовящихся ко Святому
Крещению, получавших наставление (оглашение) в истинах веры Христовой
и правилах христианской жизни. - Ред.) изыдите!", они выходили из
церкви, что было открыто многим из христиан. Узнав об этом, преподобный
Венедикт послал в церковь, в которой они были погребены, просфору и повелел
вынуть из нее часть о упокоении душ их и поминать их при совершении Христовых
Таин. После этого никто из верных уже не видел их выходящими из церкви,
посему из этого поняли, что вследствие заупокойных молитв Святой Церкви
и жертвоприношений, преставльшиеся постницы получили от Бога прощение
(Беседы святого Григория Двоеслова, книга 2-я, гл. 23).
Вот еще два примера весьма близких к нам по времени.
Один из афонских схимников (Схимник" - монах, воспринявший "схиму"
(великую схиму, или "великий и Ангельский образ") - так называется
высшая степень монашества, соединенная с новыми, строжайшими обетами самоотвержения.
- Ред.) открыл Святогорцу, ("Святогорцы" - монахи, иноки, подвизающиеся
в обителях Святой Горы Афон (в Греции, на полуострове Агион Орос [греч.
- Святая Гора]) - Ред.) известному отцу Серафиму, следующее:
"Причиной моего вступления в монашество было видение во сне загробной
участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение.
В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших но мне. Они взяли меня за
руки и сказали: "Следуй за нами!" Я, не чувствуя болезни, встал,
оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно на постели.
Тогда-то я понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в Загробный
мир. В юношах я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были
огненные места мучений, я слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая
мне, за какой грех какое предназначается огненное место, добавили: если
и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то вот и твое место
наказания!
Вслед за тем один из Ангелов восхитил (взял) из пламени одного человека,
который был черен, как уголь, весь обгорел и с ног до головы был окован.
Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы, и вместе
с ними мгновенно исчезла вся его чернота, он стал чист и светел, как Ангел;
потом Ангелы облекли (облачили) его в блестящее одеяние, подобное свету.
"Что значит это изменение человека?" решили спросить Ангелов.
"Эта грешная душа, - отвечали Ангелы, - была отлучена от Бога за
свои грехи и должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родители
сей души много подавали милостыни, много делали поминовений за литургией,
совершали панихиды. И вот, ради родительского ходатайства и по молитвам
Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение.
Она избавлена вечного мучения и теперь предстанет перед Лицом своего Господа
и будет радоваться со всеми Его святыми.
Когда видение кончилось, я пришел в себя и что же увидел? Вокруг меня
стояли и плакали и готовили мое тело к погребению" ("Странник",
1862 г., май).
В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын - чиновник.
Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала
покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в Божественной литургии
самое важное время для поминовения умерших есть время пения "Тебе
поем, Тебе благословим...", печальный сын, находясь в это же время
в церкви (это было в Духов День), с особым усердием стал молиться Богу
о упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит своего отца,
который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал:
"Благодарю тебя, сын мой" ("Странник", 1864 г., декабрь).
|
|