Сороковой
день
Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней.
Число сорок - знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании.
Народ еврейский питался в пустыне манной сорок лет; пророк Моисей постился
сорок дней и сорок ночей, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок
дней и сорок ночей в путешествии к горе Хорив; Господь Иисус Христос после
Своего Крещения провел в пустыне сорок дней и сорок ночей, а после Своего
Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства
Божия.
Основываясь на предании Апостолов, узаконивших в Церкви Христовой древний
обычай иудеев (обычай Церкви Ветхозаветной. - Ред.)- оплакивать умерших
сорок дней, Святая Церковь справедливо и благочестно с древнейших времен
установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней
(сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Как Господь Иисус
Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая
Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и Бескровные
Жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа Благодать, дабы победить
врага, воздушного князя тьмы (диавола) и получить в наследие Царство Небесное.
Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой
по смерти тела, продолжает: "После вторичного поклонения Владыка
всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места
мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, от которых
души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам
мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной
в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу
и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения".
(Святой) Симеон Солунский пишет: "Сорокоусты
совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося на сороковой
день после Воскресения, и с той целью, чтобы и умерший, востав из гроба,
вознесся в сретение Господу, был восхищен на облацех, и тако был всегда
с Господом" (Новая скрижаль, часть 4-я, п. 2 (глава 372).
"На сороковой день твоего дорогого покойника, сетующая по нем с верою
душа, возведи взоры свои и мысли и сердечное чувство к Господу и Спасителю
нашему, на сороковой день Своей прославленной жизни восшедшему Своим,
пострадавшим за нас до смерти Человечеством, "в самое Небо, ныне
да явится лицу Божию о нас" (Евр. 9, 24), живых и усопших. Открой
свое сердце для такого Его Человеколюбия, что Он восседает одесную Отца,
в открытой Его любви, самым человечеством Своим, ходатайственно представляющим
нас, людей. Откажет ли Ему в этом ходатайстве Всещедрый Отец, имея перед
Собой Его - Своего Возлюбленного Сына в Крестных за нас язвах? Держись
же верой крепко такой любви Господа, и в славе Своей занятого вечной судьбой
нашей, судьбой твоей и твоего покойника, и умоляй Его за усопшего, да
благодатию Своей немощное в отшедшей душе уврачует, оскудевающее восполнит,
все согрешения простит и очистит, и тако вчинит ее в жребий (введет ее
в сонм) помилованных, оправданных, в предначатии вечного блаженства. Твоя
вера и молитва, споспешествуемая Святой Церковью, много поможет преставившемуся
на определяющем жребий его до всеобщего Воскресения, так называемом частном
суде Христовом". (А. Бухарев. О упокоении усопших, с. 38 - 39).
|
|