Троицкая
вселенская родительская суббота
Как перед воспоминанием о Страшном суде в Неделю (Воскресение) мясопустную
Святая Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает
моление о них в Неделю мясопустную, так после воспоминания об искуплении
всех людей Святая Церковь воспоминает об умерших и назначает особый день
для молитвы о них, именно - субботу перед Пятидесятницей (Днем Святой
Троицы). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан,
отец и братий наших.
Начало Троицкой родительской субботы восходит также ко временам апостольским.
Указание на это находим в словах святого апостола Петра, произнесенных
им в День первой христианской Пятидесятницы, когда он говорит о Воскресшем
Спасителе: "Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув
узы смерти)" (Деян. 2, 24), и в Постановлениях апостольских, где
говорится, что апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы,
проповедовали иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии
живых и мертвых (книга 5-я, глава 19).
В День Пятидесятницы искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной
силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно простирающейся
на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в мясопустную субботу,
представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую
собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе
Церкви Христовой в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и
братиях, а в самый День Пятидесятницы возносит о них следующие молитвы
Господу:
"Приснотекущий (Неиссякаемый), Животный (Животворный), Просветительный
Источниче, соприсносущная Отцу содетельная (творческая) Сило, все смотрение
за спасение человеческое (Провидение, Промысл о спасении человеческом)
прекрасне исполнивый, Христе Боже наш, смерти узы (цепи) неразрешимыя
и заклепы (запоры) адовы расторгнувый, лукавых же духов множество поправый.
Приведый Себе о нас непорочное заколение и Тело давый Пречистое в Жертву,
(для) всякаго греха неприкосновенное же и непроходное (недоступное и неприступное),
и страшным сим (этим) и неисповедимым (неизреченным) священнодействием
живот нам Вечный (жизнь Вечную) даровавый, во ад сшедый и вереи (замки)
вечныя сокрушивый, и во тме седящим восход (ступени к выходу) показавый,
начало злобнаго (имеющего в себе начало зла) же и глубиннаго (во глубине
кроющегося) змия богомудростным льщением уловивый (Божественной мудростию
одолевый) и веригами (оковами) мрака связавый в тартаре (бездне адской)
и огни негасимом, и во тме кромешней неисчетносильною (неисповедимой в
могуществе) Твоею затвердивый крепостию (закрывший, заперший Твоей властью),
Великоименитая Премудросте Отчая, напаствуемым Великий Помощник явивыйся
и просветивый седящия во тме и сени смертней (в неведении Истинного Бога
[что приносит смерть вечную]), Ты, славы присносущныя (всегда существующей)
Господи и Отца Вышняго Сыне Возлюбленный, Присносущный Свете от Присносущнаго
Света, Солнце правды! Услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов
Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочиих сродников по плоти,
и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава
(сила, власть) и в руце Твоей содержиши вся концы (все края) земли. Владыко
Вседержителю, Боже отец и Господи милости, рода смертнаго же и безсмертнаго
и всякаго естества человеческаго Содетелю, составляемаго же и паки разрешаемаго,
живота же и скончания (конца, смерти), еже зде пребывания и еже тамо преложения
(изменения), лета (годы) измеряяй живым и времена уставляяй (определяяй)
смерти, низводяй во ад и возводяй, связуяй в немощи и отпущаяй в силе,
настоящая потребне (необходимое) строяй и будущая полезно управляяй, смертным
жалом уязвенных (пораженных) Воскресения надеждами веселяяй! Сам убо,
Владыко всех, Боже Спасителю наш, Надежде всех концев земли и сущих в
мори далече, Иже в сей (в этот) последний и великий спасительный День
Пятидесятницы праздника тайну Святыя и Единосущныя, и Соприсносущныя,
и Неразделимыя, и Неслиянныя Троицы показавый нам, и наитие и пришествие
Святаго и Животворящаго Твоего Духа, в виде огненных языков, на святыя
Твоя апостолы излиявый и благовестниками (и провозвестниками) тех поставивый
благочестивыя нашея веры и исповедники и проповедники истиннаго богословия
показавый. Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения
убо молитвенная о иже во аде держимых (о тех, кто во аде содержится) сподобивый
приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления (освобождения) содержимым
от содержащих я (от владеющих ими) скверн и утешению Тобою низпослатися.
Услыши нас, смиренных и Твоих раб, молящихся Ти, и упокой души рабов Твоих,
прежде усопших, на месте светле, на месте злачне (приятном), на месте
прохлаждения, отонудуже (откуда) отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание,
и учини (определи, помести) духи их в селениях праведных, и мира и ослабления
сподоби их, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже (даже) сущии во
аде исповедание (не) дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим
Тя и молим и очистительныя молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их".
"Боже Великий и Вечный, Святый, Человеколюбивый, сподобивый нас в
сей час стати пред неприступною Твоею славою на пение и хвалу чудес Твоих.
Очисти ны, недостойныя рабы Твоя и подаждь благодать, еже сокрушенным
(потрясенным) сердцем невозносительно (неуклонно) приносити Тебе Трисвятое
славословие и благодарение великих Твоих даров, яже (которые) сотворил
еси к нам и твориши всегда в нас. Помяни, Господи, немощь нашу, и да не
погубиши нас со беззаконии нашими, но сотвори великую милость со смирением
нашим, да, греховныя тмы избежавше, во дни правды ходити (жить по правде)
будем, и одеявшеся оружием (восприняв оружие) света, ненаветно (безопасно)
пребудем от всякия козни лукаваго и со дерзновением прославим о всех,
Тебе Единаго Истиннаго и Человеколюбца Бога. Твое бо яко воистину и великое
вресноту (поистине) таинство, Владыко всех и Творче, временное решение
(прощение) Твоих тварей и еже по сих совокупление (соединение) и упокоение
еже во веки. Тебе благодать о всех исповедуем о входех наших, яже в мир
сей, и исходех (о делах и поступках наших в этом мире), надежды нам Воскресения
и жизни Нетленныя, Твоим неложным (истинным) обещанием предобручают (предначинают),
яже приимем (что и восприимем) в будущем Втором пришествии Твоем. Ты бо
еси и Воскресения нашего Начальник (здесь: Виновник, Причина), и поживших
Неумытный (Неподкупный) и Человеколюбивый Судия, и мздовоздаяния (награды)
Владыка и Господь, Иже и приобщивыйся нам преискренно (нелицемерно) плоти
и крове, снисхождения ради (для сошествия) крайняго (возвышенного), и
наша страсти неотметныя (неотвергнутые), внегда (когда) волею во искус
поставити (добровольно соделал их [для Себя] испытанием), приим за милосердие
щедрот (принял их [только] по Своему милосердию), и в немже пострадал
еси Сам искусився (испытал), искушаемым нам быв Самообещанный Помощник,
темже и совозвел еси нас в Твое безстрастие. Приими убо, Владыко, мольбы
и моления наша, и упокой вся отцы коегождо (каждого), и матери, и чада,
и братию, и сестры, единородныя и купнородныя (от одного рода), и вся
прежде почившия души в надежди Воскресения жизни Вечныя, учини (помести)
духи их, и имена в Книзе Животней (Книге Жизни), в недрех (на лоне, в
объятиях) Авраама и Исаака, и Иакова, в Стране живых, в Царствии Небеснем,
в Рай сладости, светлыми Ангелы Твоими, вводя вся во Святыя Твоя Обители,
совоздвизаяй и телеса наша в день, воньже (в который) определил еси по
святым Твоим и неложным обетованием (обещаниям). Несть убо, Господи, рабом
Твоим смерть, исходящим нам от (из) тела, и к Тебе, Богу нашему, приходящим,
но преставление (перемена) от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая
и на упокоение и радость. Аще же и что согрешихом к Тебе, милостив буди
нам же и тем, зане (потому что) ни един есть чист (ни одного нет чистого)
пред Тобою от скверн, ниже аще един день живота его есть (даже ни одного
дня его жизни), разве Ты точию (только) Един на земли явивыйся Безгрешный
Господь наш Иисус Христос, Имже вси уповаем (через Него все надеемся)
милость получити и оставление грехов. Сего ради нам же и онем (и им всем),
яко Благ и Человеколюбец Бог, ослаби, остави, прости грехопадения наша,
вольная и невольная, яже (те, которые) в ведении и не в ведении, предъявленная
(явные, очевидные) и забываемая, яже в деянии, яже в помышлении, яже в
словеси, яже во всех наших житиях и движениих. И отшедшим убо свободу
и ослабу (облегчение) даруй, нас же сущих зде (пребывающих здесь) благослови,
конец благий и мирный даруя нам же и всем людем Твоим, и милости и человеколюбия
утробу отверзаяй (сердце открывая) нам, на Страшном и Ужасном Твоем пришествии,
и Царствия Твоего достойных нас сотвори". (Молитвы третьего коленопреклонения
на вечерне. Тексты данных молитв приводятся нами по "Триоди Цветной",
изд. Московской Патриархии, 1975, лл. 252 (оборот) - 254 (оборот). - Ред.).
Субботы мясопустная и Троицкая по преимуществу (по их достоинству) называются
вселенскими.
|
|