Почему
и как наши молитвы могут быть благотворны для умерших
Поминовение усопших, как предание апостольское,
существует в Церкви христианской с самого ее начала. Доказательство тому
содержат древние литургии и свидетельства святых отцов и учителей Церкви.
Это - все древние литургии, как те, которые употребляются или употреблялись
в Церкви Восточной, Православной, известные под именами: святого апостола
Иакова, брата Господня (В литургии святого апостола Иакова находится следующая
молитва об умерших: "Господи, Боже духов и всякия плоти! Помяни православных,
которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведного до сего
дня: Сам упокой их в селении живых, во Царствии Твоем, в сладостях рая,
в недрах Авраама и Исаака и Иакова, святых отец наших, откуда отбегла
болезнь, печаль и воздыхание, где присещает (посещает) свет лица твоего
и освещает всегда".), святого Василия Великого, святого Иоанна Златоуста,
святого Григория Двоеслова, - так и литургии Церкви Западной: римская,
(древне-) испанская (или - мозарабская), галликанская (литургия не-римского
обряда в древней Западной Церкви. - Ред.) и другие. Наконец, литургии
различных неправославных христианских Церквей, издревле существующих на
Востоке: (сиро-) яковитов, коптов, армян, эфиопов, сирийцев... и других.
Все эти литургии многочисленны, разнообразны и содержат в себе молитвы
об умерших. А это непререкаемо свидетельствует нам о том, что от дней
самих апостолов, передавших Церкви чин Божественной литургии, не было
времён, когда бы христиане не молились о своих усопших братиях и прежде
всего - при совершении важнейшего из своих Божественных богослужений.
Святой Дионисий Ареопагит говорит: "Священнослужитель
творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем - все предстоящие;
в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему
все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и
стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены
всякая болезнь, печаль и воздыхание..." И несколько далее: "Об
упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником,
пришедшее к нам от наших богодухновенных наставников предание изложить
необходимо". (О церковной иерархии, глава 8-я)
Святой Афанасий Великий пишет: "Богоглаголивые
апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи
исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую
их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии,
молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение
благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется
от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих
и Царя царствующих". (Приводится у святого Иоанна Дамаскина в Слове
об усопших в вере.)
Святой Григорий Нисский: "Ничего без
рассуждения, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников
и учеников и не принято повсеместно Церковью Божией, но это есть дело
весьма богоугодное и полезное - при Божественном и Преславном Таинстве
совершать поминовение усопших в правой вере" (Там же, у святого Иоанна
Дамаскина).
Святой Иоанн Златоуст: "Не напрасно
узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших:
они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние"
(Беседа 3-я на Послание апостола Павла к филиппийцам). "Не напрасно
бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни:
всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через
друга" (Беседа 21-я на Деяния апостольские).
Святой Иоанн Дамаскин: "Таинники (те,
кому открыты священные тайны) и самовидцы (очевидцы) Слова, покорившие
круг земной, ученики и Божественные апостолы Спасителя не без причины,
не напрасно и не без пользы установили при Страшных, Пречистых и Животворящих
Тайнах совершать поминовение верных усопших, что от конец до конец земли
владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа и Бога содержит
твердо и беспрекословно с того времени даже доныне и до кончины мира содержать
будет. Ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного
не приняла и не стала бы ненарушимо содержать во веки, но всё полезное,
богоугодное и весьма спасительное (Слово об усопших в вере. "Христианское
чтение", 1827 г., 26, 309).
Учитель Церкви Тертуллиан:
"Приношения за умерших мы творим ежегодно в день их кончины"
(О единобрачии, глава 9).
Святой Киприан Карфагенский: "Епископы,
наши предшественники, благочестиво рассуждая и заботясь о спасении, определили,
чтобы ни один умирающий брат не возлагал после себя (после своей кончины)
попечительства и покровительства на священнослужителя; и если бы кто сие
сделал, то не творили бы за того приношения, и жертва о успении его не
совершалась бы... " (Послание 66-е к клиру и народу).
Церковный историк Евсевий, епископ Кесарийский:
"Весь народ, вместе со священнослужителями, не без слез и глубоких
воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя и этим исполнял желание
боголюбезного" (О жизни блаженного (святого равноапостольного. -
Ред.) царя Константина, кн. 4-я, гл.71, с.272, по русскому переводу).
Святой Кирилл Иерусалимский: "Поминаем
и прежде почивших, во-первых: патриархов, пророков, апостолов, мучеников,
чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше; потом молим
о преставившихся святых отцах и епископах и вообще обо всех из нас прежде
почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление
возносится в то время, как Святая предлежит и Страшная Жертва" (Поучение
тайноводственное 5-е).
Святой Амвросий Медиоланский: "Даруй, Господи, покой рабу Твоему
Феодосию (императору), тот покой, который предуготовал Ты рабам Твоим"
(Слово на преставление (императора) Феодосия).
Святой Ефрем Сирин: "Если подзаконные
(т. е. живущие под законом, или ветхозаветные. - Ред.) священники служебными
приношениями очищали грехи убиенных на брани, как оскверненных беззакониями,
о коих упоминается в Писании (2 Мак. 12, 39 - 45), то кольми паче (то
тем более) священники Нового Завета Христова могут действительно очищать
долги отшедших от земли грешников святыми приношениями и молитвами уст
своих" (Завещание, в "Христианском чтении", 1827 г., 27,
294).
И в другом месте: "Неотступно
будем умолять Его (Бога), чтобы изгладил вины паствы Своей - чад избранной
и Святой Церкви Его и чтобы очистил грехи умерших, почивших в уповании
на Него" (О покаянии, 33, в Творениях святых отец, 16, 343).
...Святой Епифаний Кипрский (Ереси, 75), святой Григорий Богослов (Слово
надгробное Кесарию, в Творениях святых отец, 1, 258, 261), блаженный Августин
(Исповедь, 9, 13. О граде Божием, 20, 9) и... многие другие отцы и учители
Церкви... единогласно учили молиться об умерших.
|
|