Связь
и общение живых с умершими
После смерти любого из наших присных (близких), как бы ни был такой человек
близок к нам в здешней жизни, для нас уже решительно порваны всякие нити
или узы нынешних чувственных (осязаемых) связей с ним. Смертью утверждается
между живыми и умершими великая пропасть, разобщающая между собой тех
и других. Но она разобщает их только физически, а не духовно: духовная
связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить
в этом мире и переселившимися в мир Загробный.
"Живем ли, - говорит апостол Павел, - для Господа живем; умираем
ли - для Господа умираем; и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни"
(Рим. 14, 8). Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова "не есть Бог мертвых,
но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).
Все верующие составляют одно духовно-нравственное Царство Божие, одно
духовное тело - Церковь, Главой которой является Господь Иисус Христос
(Еф. 1, 23; Кол. 1, 18). Итак, основанием связи и общения живых с умершими
есть Господь наш Иисус Христос и Его вседейственная благодать. Единый
Бог, перед Лицом Которого все живы, есть Творец, Царь, Отец и Спаситель
душ, как пребывающих еще на земле в своих телах, так и разрешившихся от
уз плоти и находящихся в Загробном мире.
Вера и любовь - вот те духовные узы, которые соединяют живых с умершими.
Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым. Вера соединяет
человека с Невидимым Богом, с Невидимым Ангельским миром и с переселившимися
в Невидимый мир братиями его. Любовь, соединяющая нас здесь на земле,
часто до готовности жертвовать жизнью за любимое лицо, продолжается и
за гробом. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 8). А проявлением или
плодом любви является живое сочувствие, принятие к сердцу (того или иного
- физического или духовного. - Ред.) состояния ближнего.
Если душа не потеряла Божественной любви, то где бы она ни была, - за
гробом или еще в теле и на земле, она не может не принимать живого, деятельного
участия в состоянии душ, ей близких, где бы они ни находились. При этом
условии умершие сочувствуют живым и живые должны сочувствовать умершим.
Живые и умершие, как члены одного духовного Тела Христова, находятся во
взаимном между собой сочувствии: "Страдает ли один член, страдают
с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены"
(1 Кор. 12, 26).
"Умершие всегда пребывают с нами своим духом, и мы, живые, верой
всегда можем видеть наших усопших и слышать их голос". (Надгробное
слово архиепископа Рижского Платона. "Странник". 1864, февраль,
с. 139.)
"Можно быть далеко и близко к умершему. Чем сильнее любовь к умершему,
чем сильнее и наша молитва о нем, тем ближе и умерший к нам. Молитва веры
до такой степени может приблизить к нам умершего, что мы сами почувствуем
его приближение, почувствуем дыхание души его около нас. Во время молитвы
преимущественно сердце подает весть". (Протоиерея Родиона Путятина
(+1869. - Ред.), поучение 263).
В притче о пропавшей овце Господь говорит о том, что святые Ангелы радуются
на Небе о каждом кающемся грешнике (Лк. 15, 4 - 7, 10).
Евангелие повествует, что тотчас после смерти Иисусовой "многие тела
усопших святых воскресли и, выйдя из гробов, по Воскресении Его, вошли
во Святой Град и явились многим" (Мф. 27, 52 - 53).
"Спрашивается: что привлекло этих воскресших святых (говорю о собственном
их движении духовном) во Святой Град и побудило явиться в нем многим?
Не глубокое ли участие к бедному городу, не узнавшему своего и всемирного
Избавителя Христа? Не стремление ли вошедших в радость Христова Воскресения
отцов поделиться этой радостью, по возможности, и со своими живыми детьми?
Так может быть сочувственно состояние отшедших в другую жизнь состоянию
еще живущих. И таким образом, как мы, живущие, можем самой своей судьбой
и деятельностью способствовать или препятствовать успокоению усопших,
так и они, со своей стороны, своим состоянием и движениями, во свете Лица
Божия, заботливо соучаствуют в нашей судьбе. И вот оба мира, Загробный
и наш, земной, находятся во взаимной связи и живом соотношении (общении)
между собой" (А. Бухарев. О упокоении и о духовном здравии живых,
с. 62).
Но не одни только умершие совершенные, или святые, сочувствуют остающимся
на земле грешным собратьям. "По Евангелию Христову, даже дух богача
немилосердного, сый (пребывавший) в муках, и притом таких, что для него
желанной и, однако, недоступной отрадой было бы хоть одно чувственное
(физическое) прикосновение к нему омоченным пальцем или что-нибудь подобное
тому в порядке и образе Загробной жизни, озабочивается судьбой своих еще
живущих братьев, - жалобно умоляет Авраама послать к ним Лазаря с предостережением,
чтобы и они (путем своей жизни и мысли, конечно) не пришли на то же место
мучения (Лк. 16, 27 - 28). Положим, что жестокосердая душа богача умоляла
об этом отчасти и по мрачному движению зависти к радостной судьбе Лазаря,
и бесчеловечного желания ему продолжения земных его озлоблений - как с
глубокой духовной проницательностью замечает святой Златоуст (в толковании
этого места). Но, судя по ответу Авраамову прямо на его мольбу, никак
нельзя вовсе отрицать в богаче немилосердном и действительного беспокойства
его за своих братьев. Что же сказать теперь о душах добрых, любящих, всегда
на земле бывших в озабоченности судьбой своих возлюбленных (родных и близких.
- Ред.)?! (Там же, с. 60 - 61)
Вера (живых) спасает и живых, и умерших.
Совершенные по своей жизни умершие ходатайствуют о нас, живых, а мы, живые,
молим Бога об умерших несовершенных, содержимых во аде. Так благоустроительно
совершается наше спасение во Христе, Господе нашем, взявшем на Себя грехи
всех верующих в Него, находящихся как в этой, земной, так и в Загробной
жизни. Он - Бог и Спаситель всех верных Ему.
|
|