Отпевание
По совершении Божественной литургии начинается последнее молитвословие
об умершем православном - совершается чин погребения.
Чин отпевания и погребения мирян по своему составу подобен панихиде или
утрени и состоит из трех частей: во-первых, из чтения псалмов 90 "Живый
в помощи Вышняго..." и 118: "Блажени непорочнии..."; во-вторых,
из пения канона, стихир, Блаженн, чтения Апостола и Евангелия и возглашения
ектении; в-третьих, из стихир при последнем целовании, отпуста, пения
при несении тела умершего к могиле и заупокойной литии на могиле.
При отпевании мирян 17-я кафизма, или псалом 118, разделяется на три статии,
или части. В первой и последней статиях каждый стих псалма сопровождается
пением "Аллилуиа", а каждый стих второй статии - пением стиха
"Помилуй раба Твоего (рабу Твою)". Статии же, или части кафизмы,
обозначаются в богослужебных книгах так: 1-я статия словами "Непорочнии
в путь...", 2-я статия словами "Заповеди твоя..."(т.е.
словами из первого стиха второй статии "Руце Твои сотвористе мя и
создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим", стих 73); 3-я
статия обозначается словами: "Имя Твое..."(которыми оканчивается
1-й стих 3-й статии: "Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих
имя Твое", стих 132).
Когда мы читаем в Требнике, в последованиях погребения мирян и священников
о том, что поют "Непорочнии в путь...", "Аллилуиа",
то должны знать, что эти слова, содержащиеся в первой статии, поет сначала
один певец на клиросе, и особым напевом (каждую статию - на особый глас),
и что затем всю эту статию должны петь и прочие певцы тем же напевом,
каким начинал их петь один певец (Новая скрижаль, ч. 4-я, гл. 20, п.9).
После 1-й и после 2-й статии произносится заупокойная (малая) ектения.
После 3-й статии поются тропари Непорочны: "Святых лик обрете Источник
Жизни..." с припевом: "Благо-словен еси, Господи..." Затем
следует заупокойная ектения и тропарь (называемый в 14-й главе Типикона
"седален покоин"):
"Покой, Спасе наш, с
праведными раба Твоего и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано,
презирая, яко Благ, прегрешения его, вольная и невольная, и вся, яже в
ведении и не в ведении, Человеколюбче".
Слава, и ныне, Богородичен: "От Девы возсиявый миру, Христе Боже,
сыны Света Тою показавый, помилуй нас".
Затем начинается вторая часть отпевания. Читается 50 псалом "Помилуй
мя, Боже..." и поется канон, творение Феофаново, его же краестрочие
(акростих): "Шестую припеваю отшедшему песнь". При чтении канона
обычно поется припев: "Покой (или - упокой. - Ред.), Господи, душу
усопшаго раба Твоего". (Этот погребальный канон есть плач святого
Феофана Начертанного (исповедника и творца канонов, епископа Никейского.
- Ред.) о любезном брате своем святом Феодоре. Феофан жил при иконоборствующих
государях, от которых он претерпел много бедствий вместе с братом своим
Феодором. Один из царей-иконоборцев приказал начертать ножом на челе двух
святых братьев, ревностных иконопочитателей, позорные стихи, отчего Феофан
и Феодор получили название "Начертанных". Феодор (+ок. 840 г.;
память 27 декабря/9 января. - Ред.) раньше Феофана (+ок. 850 г.; память
11/24 октября. - Ред.) оставил землю и переселился на Небо. Растроганное
сердце оставшегося на земле брата излило свою скорбь в трогательном каноне,
которым Святая Церковь напутствует и ныне всякого православного христианина
в Страну Вечности).
Содержание канона: моление о почившем;
объяснение, каким путем вошла смерть в среду людей, созданных для бессмертия;
указание на то, как, с помощью каких средств восторжествовать над ней
и получить бессмертие, - как восторжествовали мученики и все угодившие
Господу Богу.
После малой ектении о упокоении по 3-й песни канона поется седален: "Воистинну
суета всяческая...", а после малой ектении по 6-й песни поются кондак
"Со святыми упокой..." и икос "Сам Един еси Безсмертный..."
После малой ектении по 9-й песни канона поются на 8 гласов восемь самогласных
стихир (Стихирами "самогласными" называются такие стихиры, которые
в отношении размера и тона пения (и содержания) написаны не по подобию
других песней; а глас, на который поются "самогласны", назначен
им (по Октоиху) для пения самогласнов сообразно с содержанием их и независимо
ни от каких других песней, которые были бы образцом для них по содержанию
или по размеру. "Самогласными" в основном бывают стихиры на
"Господи, воззвах" и "на стиховне"), в которых изображается
скоротечность жизни и тленность земных благ. (Расскажем здесь вкратце
историю происхождения этих чудных стихир, принадлежащих перу знаменитого
церковного песнописца преподобного Иоанна Дамаскина. Иоанн Дамаскин родился
в VII веке по Рождестве Христовом в городе Дамаске. Воспитан он был ученым
иноком Космой Святоградцем (родом он был из Италии. - Ред.). Еще в молодости
Иоанн, после смерти отца, назначен был правителем Дамаска, но, востав
на защиту святых икон, тогда гонимых, он был оклеветан перед князем Сарацинским,
которому принадлежала Дамасская область, лишен должности и наказан жестоко:
ему была отрублена правая рука. Пресвятая Богородица в сонном видении
приказала ему приставить на место отрубленную руку. Он исполнил это приказание,
и рука сделалась целой, как и прежде. Вскоре клевета обнаружилась, и князь
хотел возвратить Иоанна на прежнюю должность. Но Иоанн от всего отказался,
раздал все, что имел, нищим и удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного,
чтобы сделаться подвижником. Здесь его имя, как ученейшего и замечательнейшего
мужа, было хорошо известно; и потому сначала никто не решался принять
его к себе на послушание. Наконец, один старец принял Иоанна, но с условием,
чтобы он оставил самое любимое занятие, которому он был всецело предан,
- сочинять священные песни. Иоанн долго и беспрекословно исполнял это
требование. Но вот случилось так, что у одного подвижника умер брат и
он приходил в отчаяние от этой утраты. Иоанн утешал его; но тот сказал,
что есть одно средство утешить его, - если Иоанн напишет надгробный плач
по умершем. После долгих колебаний Иоанн написал чудно-трогательные песни,
которые и доныне поются над умершими: "Кая житейская сладость пребывает
печали непричастна?.." За нарушение обета старец прогнал от себя
Иоанна. Долго Иоанн умолял старца простить его и вновь принять к себе.
Наконец, старец предложил самое унизительное условие: убрать все нечистоты
в обители, думая, что Иоанн никак не решится на это и оставит его. Но
Иоанн беспрекословно и безропотно все выполнил. Изумленный и пораженный
старец принял его к себе со всей любовью и уже сам назначил ему дело на
всю жизнь - сочинять священные песни.)
Стихиры самогласны - это вопль человека
над развалинами жизни человеческой, вопль о суете, ничтожности, всех бедствиях
и скорбях, вопль - как следствие горького опыта и плод внимательных наблюдений
над всеми сторонами жизни человеческой. Это - не ощущение только, но как
бы осязание во всем земном тления, разрушения и смерти; это картина жизни
человеческой, не радующая и не пленяющая взора нашего, но возбуждающая
болезненное сотрясение во всем нашем существе; картина, при взгляде на
которую рассеиваются все наши надежды на земное, разбиваются о камень
все наши помыслы и мечты, ноет сердце и болит душа...
"К какой жизненной радости
не примешивается скорбь? Какая слава держится непоколебимо? Все ничтожнее
тени, все обманчивее ночных грез! Одно мгновение - и все уничтожается
смертью! Но, Христе Человеколюбивый, упокой того, кого Ты воззвал (призвал)
от нас, во свете Лица Твоего и в наслаждении, уготованном Тобою избранным".
"О, как тяжко разлучение
души с телом! О, как невыносима тогда ее скорбь! И нет никого, кто бы
разделил с ней эту скорбь. Обращается она к ангелам - и напрасно молится
им; призывает на помощь людей - и никто не является. Но, братия мои возлюбленные,
вспомнив свою мимолетную жизнь, будем просить у Христа упокоения усопшему
и своим душам великой милости".
"Все человеческое - суета, что не идет дальше смерти: богатство -
ни к чему; слава - только до могилы. Предстанет смерть - всё пропало.
Но будем молить Бессмертного Христа: Господи! Взятого от нас упокой там,
где наслаждаются блаженством все угодившие Тебе".
"Где есть мирское пристрастие? Где есть привременных мечтание (где
призрак [вещей] непостоянных)? Где есть злато и сребро? Где есть рабов
множество и молва? Вся - персть (грязь, прах земной), вся - пепел, вся
- сень (тень, мрак). Но приидите, возопиим Безсмертному Царю: Господи,
вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас, упокояя его в нестареющемся
блаженстве Твоем ".
"Вспомнил я слова пророка: я - земля и пепел. Потом всмотрелся в
могилы и увидел обнаженные кости и сказал себе: да кто же тут царь, кто
воин? Кто - богатый или нищий? Кто- праведник или грешник? Но, Господи,
упокой с праведными раба Твоего!"
"Начаток мне и состав зиждительное Твое бысть повеление (Твое созидающие
[и таинственное] повеление было началом моего естества): восхотев бо от
невидимаго же и видимаго жива мя составите естества, от земли тело мое
создал еси, дал же ми еси душу Божественным Твоим и Животворящим Вдохновением.
Темже, Христе, раба Твоего во стране живущих и в селениях праведных упокой".
"По образу Твоему и по
подобию создавый в начале человека, в Рай поставил еси владети Твоими
тварьми. Завистью же диаволею прельстився, снеди причастися, заповедей
Твоих преступник (нарушитель) быв. Темже паки в землю, от нея же взят
бысть, осудил еси возвратитися, Господи, и испросити упокоение".
"Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по
образу Божию созданную нашу красоту - безобразну, безславну, не имущую
вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть (которое с нами совершилось) таинство?
Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти (соединились со смертью)?
Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшемуся
упокоение" (1-я, 2-я, 3-я и 5-я стихиры даны автором на русском языке.
- Ред.)
После горького плача новозаветного Иеремии (т.е. святого Иоанна Дамаскина)
о разрушении величественного Иерусалима - человека, слышится сладчайший
голос Господа Иисуса Христа, возвещающего о разных видах блаженств, уготованных
христианину в Будущей жизни. После мрачной картины земной жизни человеческой
резкой противоположностью ей представляется светлая и величественная картина
Будущей блаженной жизни, и смерть - этот ужас земнородных - перестает
быть страшной в глазах христианина.
Следует затем чтение Апостола и Евангелия - оно возвещает нам о будущем
Воскресении мертвых.
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака
сомнения, могущего возникнуть в душе при виде разрушения прекраснейшего
из творений Божиих, святой апостол Павел возвышает свой утешительный глас,
переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает перед нами дивные тайны
будущего славного преображения тела человеческого.
Заупокойный Апостол - зачало 270 Первого послания к солунянам (В русской
Библии - к фессалоникийцам. - Ред.), глава 4, стихи 13 - 17. (Приводятся
автором по русской Библии. - Ред.)
"Братие, не хочу же оставить
вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие
надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в
Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы,
живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому
что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет
с Неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в
живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на
воздухе, и так всегда с Господом будем".
Наконец, Сам Господь Иисус Христос устами священника утешает и обнадеживает
нас, как Верный Друг, как Милосердный и Сострадательный Благодетель, осушающий
наши слезы и проливающий отраду и радость в сердце, истерзанное горем
и печалью.
Заупокойное Евангелие - от Иоанна, зачало 16, глава 5, стихи 25-30. (Приводятся
по русской Библии. - Ред.)
"[Сказал Господь пришедшим к Нему (уверовавшим в Него) иудеям:] Истинно,
истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат
глас Сына Божия и, услышавши, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом
Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить
и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает
время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и
изыдут творившие добро в Воскресение жизни, а делавшие зло - в Воскресение
осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу,
и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли. Но воли пославшего Меня Отца".
После чтения Евангелия возглашается ектения о упокоении: "Помилуй
нас, Боже..." После ектении священник произносит вслух не только
возглас: "Яко Ты еси Воскресение и Живот…", но и всю молитву:
"Боже духов...", предшествующую этому возгласу.
В Требнике сказано: "И по исполнении сего (ектении) глаголет первый
от священников, или архиерей прилучився, молитву; "Боже духов..."
велегласно, пришед близ умершего. Такожде и настоящии священницы вси.
Ведомо же буди, яко глаголему коемуждо прошению от диакона, во елико глаголется
прошение от него, глаголет вышереченную молитву кийждо священник, по чину
своему, тайно, близ умершего, и возглашает: "Яко Ты еси Воскресение
и Живот..." Ныне же от перваго священника или архиереа глаголется
велегласно молитва: "Боже духов..." якоже выше речеся. По возгласе
же бывает целование". (Последование погребения мирских человек.)
Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных
стихир, которые в состоянии потрясти самую нечувствительную душу. Но Церковь
прощальными песнопениями хочет только сильнее и живее запечатлеть в сердцах
живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную
скорбь. С другой стороны, снисходя к немощи нашей природы, она дает возможность
страждущему сердцу излить скорбь свою и заплатить дань природе.
Вот некоторые из этих прощальных стихир (приводятся автором на русском
языке. - Ред.)
"Братия! Приидите - отдадим последнее целование умершему, благодаря
Бога. Вот он оставил родных своих и спешит в могилу. Теперь у него уже
нет забот о суете земной и, о требованиях плоти многострастной. Где теперь
родные и друзья? Вот - разлучаемся... О, помолимся Господу, чтобы Он упокоил
его".
"О, какая разлука, братия! Какая невыносимая скорбь, какая горечь
слез в настоящие минуты! Вот, придите - еще раз целуйте того, который
так мало был среди нас. Затем засыплет его могильный песок, закроет надгробный
камень и он, разлучившись со всеми родными и друзьями, в гробовой тьме
соединится со всеми другими мертвецами. О, помолимся Господу, чтобы Он
упокоил его".
"Теперь обличается обольстительное торжество суеты жизненной. Вот,
дух оставил свою телесную храмину, и что же с ней стало? Почерневшее брение,
пустой сосуд, безгласный, неподвижный, бесчувственный, мертвый. Провожая
ее в могилу, будем молиться Господу, чтобы Он дал почившему вечное упокоение".
Какова наша жизнь? Поистине - (скороувядающий) цвет, дым, утренняя роса.
Подойдем ко гробу и всмотримся пристально: где же стройность тела? Где
жизненные силы? Где красота глаз и лица? Все завяло, как трава, всё разрушено.
Приидем ко Христу и припадем к Нему с рыданиями".
Видя перед собой умершего, представим себе все, что будет с нами в последние
минуты жизни. Вот, он исчез с земли, как дым, отцвел, как полевой цветок,
посечен, как трава; затем покрытый гробной пеленой, засыплется землей.
Оставляя его навсегда скрывшимся от нас, будем молиться Христу, чтобы
Он дал ему вечное упокоение."
О, поистине все - суета и пустота; все, что обольщало в жизни, обращается
в ничтожество. Все мы исчезнем, все умрем: цари и сильные земли; судьи
и притеснители, богатые и нищие, всё, что только называется человеком.
И вот они, красовавшиеся жизнью, одинаково все ввергаются в могилу. Будем
молиться, чтобы, Господь упокоил всех".
"Все телесные органы теперь ни к чему; так легко прежде приводимые
в движение, они сделались теперь неподвижными, ничего нечувствующими,
мертвыми: очи закрылись, ноги и руки, как скованные, слух закрылся, на
язык наложена печать молчания, и всё уже - достояние могильного тления.
О, поистине все - суета человеческая".
А вот и сам умерший словами церковной песни взывает к оставшимся живым:
"Братия, друзья и знакомые! Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный,
плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот, как скоро настиг
меня смертный час. О, все вы, кто любил меня! Подойдите, отдайте мне последнее
целование; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я
отхожу к Судии, у которого нет лицеприятия, перед Которым предстоят наравне
раб и господин, царь и воин, богатый и нищий, - все равны и каждый за
свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю:
непрестанно молитесь обо мне Христу Богу, чтобы я не был за свои грехи
ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где Свет Жизни".
Вслед за пением стихир совершаются молитвословия, составляющие литию об
усопших, после которой бывает отпуст:
"Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя
Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных
отец наших и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего (или
- рабы Своея. - Ред.) (имярек), в селениих праведных учинит, в недрех
Авраама упокоит и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.
Аминь". (В настоящее время имеет место практика начинать данный отпуст
следующими словами: "Живыми и мертвыми обладаяй", и далее -
"Воскресый из мертвых..." - Ред.)
Диакон молит Господа, чтобы Он во блаженном успении подал вечный покой
усопшему рабу и сотворил ему вечную память.
Архиерей или иерей сам произносит трижды:
"Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш (или
- достоблаженная и приснопамятная сестра наша. - Ред.)".
Затем певцы поют трижды - "Вечная память".
Святой Симеон Солунский говорит: это возглашение означает, что отшедшие
сочетались со святыми и удостоены наследия их. (Разговор о священнодействиях,
п 533.)
|
|