Отпевание


По совершении Божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем православном - совершается чин погребения.
Чин отпевания и погребения мирян по своему составу подобен панихиде или утрени и состоит из трех частей: во-первых, из чтения псалмов 90 "Живый в помощи Вышняго..." и 118: "Блажени непорочнии..."; во-вторых, из пения канона, стихир, Блаженн, чтения Апостола и Евангелия и возглашения ектении; в-третьих, из стихир при последнем целовании, отпуста, пения при несении тела умершего к могиле и заупокойной литии на могиле.
При отпевании мирян 17-я кафизма, или псалом 118, разделяется на три статии, или части. В первой и последней статиях каждый стих псалма сопровождается пением "Аллилуиа", а каждый стих второй статии - пением стиха "Помилуй раба Твоего (рабу Твою)". Статии же, или части кафизмы, обозначаются в богослужебных книгах так: 1-я статия словами "Непорочнии в путь...", 2-я статия словами "Заповеди твоя..."(т.е. словами из первого стиха второй статии "Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим", стих 73); 3-я статия обозначается словами: "Имя Твое..."(которыми оканчивается 1-й стих 3-й статии: "Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое", стих 132).
Когда мы читаем в Требнике, в последованиях погребения мирян и священников о том, что поют "Непорочнии в путь...", "Аллилуиа", то должны знать, что эти слова, содержащиеся в первой статии, поет сначала один певец на клиросе, и особым напевом (каждую статию - на особый глас), и что затем всю эту статию должны петь и прочие певцы тем же напевом, каким начинал их петь один певец (Новая скрижаль, ч. 4-я, гл. 20, п.9).
После 1-й и после 2-й статии произносится заупокойная (малая) ектения. После 3-й статии поются тропари Непорочны: "Святых лик обрете Источник Жизни..." с припевом: "Благо-словен еси, Господи..." Затем следует заупокойная ектения и тропарь (называемый в 14-й главе Типикона "седален покоин"):
"Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его, вольная и невольная, и вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче".
Слава, и ныне, Богородичен: "От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны Света Тою показавый, помилуй нас".
Затем начинается вторая часть отпевания. Читается 50 псалом "Помилуй мя, Боже..." и поется канон, творение Феофаново, его же краестрочие (акростих): "Шестую припеваю отшедшему песнь". При чтении канона обычно поется припев: "Покой (или - упокой. - Ред.), Господи, душу усопшаго раба Твоего". (Этот погребальный канон есть плач святого Феофана Начертанного (исповедника и творца канонов, епископа Никейского. - Ред.) о любезном брате своем святом Феодоре. Феофан жил при иконоборствующих государях, от которых он претерпел много бедствий вместе с братом своим Феодором. Один из царей-иконоборцев приказал начертать ножом на челе двух святых братьев, ревностных иконопочитателей, позорные стихи, отчего Феофан и Феодор получили название "Начертанных". Феодор (+ок. 840 г.; память 27 декабря/9 января. - Ред.) раньше Феофана (+ок. 850 г.; память 11/24 октября. - Ред.) оставил землю и переселился на Небо. Растроганное сердце оставшегося на земле брата излило свою скорбь в трогательном каноне, которым Святая Церковь напутствует и ныне всякого православного христианина в Страну Вечности).
Содержание канона: моление о почившем; объяснение, каким путем вошла смерть в среду людей, созданных для бессмертия; указание на то, как, с помощью каких средств восторжествовать над ней и получить бессмертие, - как восторжествовали мученики и все угодившие Господу Богу.
После малой ектении о упокоении по 3-й песни канона поется седален: "Воистинну суета всяческая...", а после малой ектении по 6-й песни поются кондак "Со святыми упокой..." и икос "Сам Един еси Безсмертный..."
После малой ектении по 9-й песни канона поются на 8 гласов восемь самогласных стихир (Стихирами "самогласными" называются такие стихиры, которые в отношении размера и тона пения (и содержания) написаны не по подобию других песней; а глас, на который поются "самогласны", назначен им (по Октоиху) для пения самогласнов сообразно с содержанием их и независимо ни от каких других песней, которые были бы образцом для них по содержанию или по размеру. "Самогласными" в основном бывают стихиры на "Господи, воззвах" и "на стиховне"), в которых изображается скоротечность жизни и тленность земных благ. (Расскажем здесь вкратце историю происхождения этих чудных стихир, принадлежащих перу знаменитого церковного песнописца преподобного Иоанна Дамаскина. Иоанн Дамаскин родился в VII веке по Рождестве Христовом в городе Дамаске. Воспитан он был ученым иноком Космой Святоградцем (родом он был из Италии. - Ред.). Еще в молодости Иоанн, после смерти отца, назначен был правителем Дамаска, но, востав на защиту святых икон, тогда гонимых, он был оклеветан перед князем Сарацинским, которому принадлежала Дамасская область, лишен должности и наказан жестоко: ему была отрублена правая рука. Пресвятая Богородица в сонном видении приказала ему приставить на место отрубленную руку. Он исполнил это приказание, и рука сделалась целой, как и прежде. Вскоре клевета обнаружилась, и князь хотел возвратить Иоанна на прежнюю должность. Но Иоанн от всего отказался, раздал все, что имел, нищим и удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного, чтобы сделаться подвижником. Здесь его имя, как ученейшего и замечательнейшего мужа, было хорошо известно; и потому сначала никто не решался принять его к себе на послушание. Наконец, один старец принял Иоанна, но с условием, чтобы он оставил самое любимое занятие, которому он был всецело предан, - сочинять священные песни. Иоанн долго и беспрекословно исполнял это требование. Но вот случилось так, что у одного подвижника умер брат и он приходил в отчаяние от этой утраты. Иоанн утешал его; но тот сказал, что есть одно средство утешить его, - если Иоанн напишет надгробный плач по умершем. После долгих колебаний Иоанн написал чудно-трогательные песни, которые и доныне поются над умершими: "Кая житейская сладость пребывает печали непричастна?.." За нарушение обета старец прогнал от себя Иоанна. Долго Иоанн умолял старца простить его и вновь принять к себе. Наконец, старец предложил самое унизительное условие: убрать все нечистоты в обители, думая, что Иоанн никак не решится на это и оставит его. Но Иоанн беспрекословно и безропотно все выполнил. Изумленный и пораженный старец принял его к себе со всей любовью и уже сам назначил ему дело на всю жизнь - сочинять священные песни.)
Стихиры самогласны - это вопль человека над развалинами жизни человеческой, вопль о суете, ничтожности, всех бедствиях и скорбях, вопль - как следствие горького опыта и плод внимательных наблюдений над всеми сторонами жизни человеческой. Это - не ощущение только, но как бы осязание во всем земном тления, разрушения и смерти; это картина жизни человеческой, не радующая и не пленяющая взора нашего, но возбуждающая болезненное сотрясение во всем нашем существе; картина, при взгляде на которую рассеиваются все наши надежды на земное, разбиваются о камень все наши помыслы и мечты, ноет сердце и болит душа...
"К какой жизненной радости не примешивается скорбь? Какая слава держится непоколебимо? Все ничтожнее тени, все обманчивее ночных грез! Одно мгновение - и все уничтожается смертью! Но, Христе Человеколюбивый, упокой того, кого Ты воззвал (призвал) от нас, во свете Лица Твоего и в наслаждении, уготованном Тобою избранным".
"О, как тяжко разлучение души с телом! О, как невыносима тогда ее скорбь! И нет никого, кто бы разделил с ней эту скорбь. Обращается она к ангелам - и напрасно молится им; призывает на помощь людей - и никто не является. Но, братия мои возлюбленные, вспомнив свою мимолетную жизнь, будем просить у Христа упокоения усопшему и своим душам великой милости".
"Все человеческое - суета, что не идет дальше смерти: богатство - ни к чему; слава - только до могилы. Предстанет смерть - всё пропало. Но будем молить Бессмертного Христа: Господи! Взятого от нас упокой там, где наслаждаются блаженством все угодившие Тебе".
"Где есть мирское пристрастие? Где есть привременных мечтание (где призрак [вещей] непостоянных)? Где есть злато и сребро? Где есть рабов множество и молва? Вся - персть (грязь, прах земной), вся - пепел, вся - сень (тень, мрак). Но приидите, возопиим Безсмертному Царю: Господи, вечных Твоих благ сподоби преставльшагося от нас, упокояя его в нестареющемся блаженстве Твоем ".
"Вспомнил я слова пророка: я - земля и пепел. Потом всмотрелся в могилы и увидел обнаженные кости и сказал себе: да кто же тут царь, кто воин? Кто - богатый или нищий? Кто- праведник или грешник? Но, Господи, упокой с праведными раба Твоего!"
"Начаток мне и состав зиждительное Твое бысть повеление (Твое созидающие [и таинственное] повеление было началом моего естества): восхотев бо от невидимаго же и видимаго жива мя составите естества, от земли тело мое создал еси, дал же ми еси душу Божественным Твоим и Животворящим Вдохновением. Темже, Христе, раба Твоего во стране живущих и в селениях праведных упокой".
"По образу Твоему и по подобию создавый в начале человека, в Рай поставил еси владети Твоими тварьми. Завистью же диаволею прельстився, снеди причастися, заповедей Твоих преступник (нарушитель) быв. Темже паки в землю, от нея же взят бысть, осудил еси возвратитися, Господи, и испросити упокоение".
"Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту - безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть (которое с нами совершилось) таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти (соединились со смертью)? Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшемуся упокоение" (1-я, 2-я, 3-я и 5-я стихиры даны автором на русском языке. - Ред.)
После горького плача новозаветного Иеремии (т.е. святого Иоанна Дамаскина) о разрушении величественного Иерусалима - человека, слышится сладчайший голос Господа Иисуса Христа, возвещающего о разных видах блаженств, уготованных христианину в Будущей жизни. После мрачной картины земной жизни человеческой резкой противоположностью ей представляется светлая и величественная картина Будущей блаженной жизни, и смерть - этот ужас земнородных - перестает быть страшной в глазах христианина.
Следует затем чтение Апостола и Евангелия - оно возвещает нам о будущем Воскресении мертвых.
Чтобы не оставить в страждущем сердце места для печали и ни одного облака сомнения, могущего возникнуть в душе при виде разрушения прекраснейшего из творений Божиих, святой апостол Павел возвышает свой утешительный глас, переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает перед нами дивные тайны будущего славного преображения тела человеческого.
Заупокойный Апостол - зачало 270 Первого послания к солунянам (В русской Библии - к фессалоникийцам. - Ред.), глава 4, стихи 13 - 17. (Приводятся автором по русской Библии. - Ред.)
"Братие, не хочу же оставить вас в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с Неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем".
Наконец, Сам Господь Иисус Христос устами священника утешает и обнадеживает нас, как Верный Друг, как Милосердный и Сострадательный Благодетель, осушающий наши слезы и проливающий отраду и радость в сердце, истерзанное горем и печалью.
Заупокойное Евангелие - от Иоанна, зачало 16, глава 5, стихи 25-30. (Приводятся по русской Библии. - Ред.)
"[Сказал Господь пришедшим к Нему (уверовавшим в Него) иудеям:] Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в Воскресение жизни, а делавшие зло - в Воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли. Но воли пославшего Меня Отца".
После чтения Евангелия возглашается ектения о упокоении: "Помилуй нас, Боже..." После ектении священник произносит вслух не только возглас: "Яко Ты еси Воскресение и Живот…", но и всю молитву: "Боже духов...", предшествующую этому возгласу.
В Требнике сказано: "И по исполнении сего (ектении) глаголет первый от священников, или архиерей прилучився, молитву; "Боже духов..." велегласно, пришед близ умершего. Такожде и настоящии священницы вси. Ведомо же буди, яко глаголему коемуждо прошению от диакона, во елико глаголется прошение от него, глаголет вышереченную молитву кийждо священник, по чину своему, тайно, близ умершего, и возглашает: "Яко Ты еси Воскресение и Живот..." Ныне же от перваго священника или архиереа глаголется велегласно молитва: "Боже духов..." якоже выше речеся. По возгласе же бывает целование". (Последование погребения мирских человек.)
Последнее целование, или прощание с умершим, совершается при пении трогательных стихир, которые в состоянии потрясти самую нечувствительную душу. Но Церковь прощальными песнопениями хочет только сильнее и живее запечатлеть в сердцах живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас безотрадную скорбь. С другой стороны, снисходя к немощи нашей природы, она дает возможность страждущему сердцу излить скорбь свою и заплатить дань природе.
Вот некоторые из этих прощальных стихир (приводятся автором на русском языке. - Ред.)
"Братия! Приидите - отдадим последнее целование умершему, благодаря Бога. Вот он оставил родных своих и спешит в могилу. Теперь у него уже нет забот о суете земной и, о требованиях плоти многострастной. Где теперь родные и друзья? Вот - разлучаемся... О, помолимся Господу, чтобы Он упокоил его".
"О, какая разлука, братия! Какая невыносимая скорбь, какая горечь слез в настоящие минуты! Вот, придите - еще раз целуйте того, который так мало был среди нас. Затем засыплет его могильный песок, закроет надгробный камень и он, разлучившись со всеми родными и друзьями, в гробовой тьме соединится со всеми другими мертвецами. О, помолимся Господу, чтобы Он упокоил его".
"Теперь обличается обольстительное торжество суеты жизненной. Вот, дух оставил свою телесную храмину, и что же с ней стало? Почерневшее брение, пустой сосуд, безгласный, неподвижный, бесчувственный, мертвый. Провожая ее в могилу, будем молиться Господу, чтобы Он дал почившему вечное упокоение".
Какова наша жизнь? Поистине - (скороувядающий) цвет, дым, утренняя роса. Подойдем ко гробу и всмотримся пристально: где же стройность тела? Где жизненные силы? Где красота глаз и лица? Все завяло, как трава, всё разрушено. Приидем ко Христу и припадем к Нему с рыданиями".
Видя перед собой умершего, представим себе все, что будет с нами в последние минуты жизни. Вот, он исчез с земли, как дым, отцвел, как полевой цветок, посечен, как трава; затем покрытый гробной пеленой, засыплется землей. Оставляя его навсегда скрывшимся от нас, будем молиться Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение."
О, поистине все - суета и пустота; все, что обольщало в жизни, обращается в ничтожество. Все мы исчезнем, все умрем: цари и сильные земли; судьи и притеснители, богатые и нищие, всё, что только называется человеком. И вот они, красовавшиеся жизнью, одинаково все ввергаются в могилу. Будем молиться, чтобы, Господь упокоил всех".
"Все телесные органы теперь ни к чему; так легко прежде приводимые в движение, они сделались теперь неподвижными, ничего нечувствующими, мертвыми: очи закрылись, ноги и руки, как скованные, слух закрылся, на язык наложена печать молчания, и всё уже - достояние могильного тления. О, поистине все - суета человеческая".
А вот и сам умерший словами церковной песни взывает к оставшимся живым:
"Братия, друзья и знакомые! Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот, как скоро настиг меня смертный час. О, все вы, кто любил меня! Подойдите, отдайте мне последнее целование; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у которого нет лицеприятия, перед Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий, - все равны и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно молитесь обо мне Христу Богу, чтобы я не был за свои грехи ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где Свет Жизни".
Вслед за пением стихир совершаются молитвословия, составляющие литию об усопших, после которой бывает отпуст:
"Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, душу от нас преставльшагося раба Своего (или - рабы Своея. - Ред.) (имярек), в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными сопричтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец. Аминь". (В настоящее время имеет место практика начинать данный отпуст следующими словами: "Живыми и мертвыми обладаяй", и далее - "Воскресый из мертвых..." - Ред.)
Диакон молит Господа, чтобы Он во блаженном успении подал вечный покой усопшему рабу и сотворил ему вечную память.
Архиерей или иерей сам произносит трижды:
"Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш (или - достоблаженная и приснопамятная сестра наша. - Ред.)".
Затем певцы поют трижды - "Вечная память".
Святой Симеон Солунский говорит: это возглашение означает, что отшедшие сочетались со святыми и удостоены наследия их. (Разговор о священнодействиях, п 533.)

Хостинг от uCoz