Вынос тела

Гроб выносят из дома, обращая лицо покойного к выходу, т. е. ногами вперед (в таком положении гроб несут всегда). При этом провожающие поют "Трисвятое": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный помилуй нас". Существует суеверие, что близкие родственники не должны нести гроб. Это неверно. По церковным правилам гроб с телом несут именно близкие родственники и друзья. Исключение существует только для священников, которые не имеют права нести гроб мирянина, кем бы он им ни приходился. Если в похоронной процессии участвует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь, ведущий пасомых в последнюю обитель.
Распространенное мнение, что после выноса покойного в квартире необходимо сделать ремонт не что иное, как обычное суеверие. Ремонт в своем жилище - личное дело живущих в нем, и к покойному это не имеет никакого отношения. Суждение, что во время нахождения в доме гроба с покойным нельзя мыть и подметать полы, также является предрассудком.
Поскольку в православных богослужениях не используются музыкальные инструменты, то и для похорон православного христианина нельзя приглашать оркестр. Если покойного везут на транспорте, то гроб кладут головой вперед, рядом же располагаются близкие родственники. Хорошо если в это время они будут читать Псалтирь или акафист о упокоении усопших.

Недолго тело усопшего православного христианина остается в том месте, где он преставился, но вскоре выносится в храм для отпевания. Перед выносом тела из дома совершается над ним заупокойная лития, сопровождаемая каждением вокруг тела. Это каждение означает или то, что душа умершего христианина, подобно кадильному фимиаму, возносящемуся вверх, восходит на Небо, к Престолу Вышнего, или же знаменует приятность в очах Божиих молитв Церкви об умершем (Новая скрижаль, гл. 20-я, п.4.). Начало и основание священного обычая Православной Церкви кадить тело умершего можно видеть на примере Господа Иисуса Христа, Тело Которого при погребении было обвито пеленами с благовонными мастями (Ин.19,39-40). Подтверждением этой мысли служит то, что в священных обрядах, изображающих погребение Господа Иисуса Христа, всегда употребляется каждение фимиамом, знаменующим те ароматы, которыми умастили Тело Спасителя (Святого Германа Патриарха, Тайнозрение вещей церковных).
Погребальная православная процессия, несмотря на свой печальный характер, отличается священной торжественностью.
Поется Архангельская песнь в честь Святой Троицы: "Святый Боже..." в ознаменование того, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в Царство бесплотных духов, окружающих Престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему эту Трисвятую песнь. При выносе из дома в церковь усопших священников и монахов обычно поются песнопения, положенные в Требнике при выносе их из церкви к могиле и имеющие отношение к их духовному званию, именно: при выносе священника - ирмосы великого канона: "Помощник и Покровитель...", а при выносе монаха - стихиры: "Кая (какая) житейская сладость пребывает печали непричастна..."
"И вземше мощи усопшаго отходим в храм, предыдущим священником со свещами, диакону с кадильницею" (Требник. Последование погребения мирских человек). Все окружающие гроб и провожающие покойника имеют зажженные свечи в руках - они как бы торжествуют победу и выражают духовную радость о возвращении своего брата или своей сестры к Вечному и Неприступному Свету (Святого Иоанна Златоуста, Беседа 4-я на Послание апостола Павла к евреям).
Начало этого святого обычая восходит к глубочайшей христианской древности. Когда тело святого Иоанна Златоуста переносили из г. Команы в Константинополь, то у сопровождавшего это шествие многочисленного народа были в руках свечи, так что Босфор (Константинопольский пролив) казался огненным от отражения в его волнах света свечей (Блаженного Феодорита, Церковная история, книга 5, глава 36). Святой Григорий Нисский повествует о том, что диаконы и пресвитеры провожали гроб блаженной Макрины с зажженными свечами. Когда святой Цезарий, брат святого Григория Богослова, торжественно был несен ко храму Мучеников, то его мать умеряла свою скорбь о сыне несением свечей перед его гробом.
При проводах и сопровождении умершего священно- и церковнослужителям повелевается идти перед гробом, младшим - впереди, а старшим - близ гроба, по два в ряд, и перед умершим нести крест. (Деяния Большого Московского Собора, бывшего в 1667 году, гл. 2, пункт 33.) Иногда вместо креста несут икону.
При погребении священников и архиереев обычно впереди гроба несут хоругви, крест и Евангелие. Несение тела священника сопровождается погребальным звоном (перезвоном).
Есть местности (в южных губерниях России), в которых от дней глубокой старины сохраняется обычай при выносе всякого умершего неспешно ударять в колокол. Этот погребальный звон напоминает живым, погрязшим в суете земной, о страшной трубе Архангела, зовущей на Суд Божий. Прислушиваясь к звону, невольно подумаешь о своем конце, невольно помолишься о почившем, хотя бы он и был тебе совсем незнаком. Нельзя не пожалеть о том, что этот прекрасный, умилительный обычай не везде соблюдается.
Погребальная процессия древних христиан, при торжественности своей, представляла вместе и трогательное зрелище любви, дружбы и признательности живых к умершему. Тело усопшего ко храму переносили, а не перевозили. Друзья, родственники и облагодетельствованные несли тело своего умершего друга, родственника и благодетеля. Так, святой Григорий Нисский сам нес тело своей сестры Макрины. Иногда сами первосвященники (т.е. архиереи) оказывали уважение благочестивым умершим, подставляя свои святительские плечи под гробовые носилки. Впоследствии, впрочем, в больших городах учрежден был особый класс людей для выноса тела умерших христиан. В Африке эта обязанность лежала на кающихся. 81-е правило Четвертого Карфагенского Собора повелевает кающимся выносить мертвых и совершать их погребение.
Благочестивый обычай - останавливаться с погребальной процессией перед храмами, встречающимися на пути, и молиться здесь о упокоении усопшего, имеет древнее основание. Историк Созомен повествует (История церкви, книга 3-я, глава 10) о том, что когда тело святого Мелетия, архиепископа Антиохийского, переносили из Константинополя в Антиохию, то в городах в каждом месте, достойном уважения, процессия останавливалась и пелись псалмы.
В Большом Требнике, в Последовании исходном монахов, сказано: "Вземше братия мощи умершаго, относят в церковь, и аще убо священник есть отшедый брат, полагаются мощи его посреди храма, аще же простец (т. е. простой монах), в притворе".
То же говорит и (святой) Симеон Солунский: "Усопших настоятельствовавших и освященных отпевают внутри храма, а монахов простых и мирян - в притворе, что мы еще видим в некоторых святых обителях". Но он добавляет, что ныне этот чин оставлен (Разговор о священнодействиях, п.329).
Поэтому в Требнике, в Последовании погребения мирских человек, читаем: "Егда же приидут во храм, мощи убо полагаются в паперти или в храме, яко же зде, в Велицей России обыче (в обычае)".
По принесении в церковь тело умершего поставляется на середине храма с лицом открытым и обращенным к востоку (головой к западу, а ногами - к востоку), а около гроба ставятся светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые, но и умершие участвовали духовно в приношении Таинственной Жертвы и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми и запечатленными устами, молил Благого Бога о помиловании самым положением своего тела.

Хостинг от uCoz