Панихида


По учению Православной Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханным и мертвым и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви. Чтобы облегчить душе переход в другую жизнь, над гробом православного христианина, тотчас по смерти его, начинаются молитвы о упокоении его души, или поются панихиды.
Начало панихид [или с греческого - всенощных (бдений)] восходит к первоначальным временам христианства. Гонимые иудеями и язычниками, христиане могли молиться и совершать Бескровную Жертву без помех и тревог только ночью и в самых уединенных местах. Только ночью они могли убирать и провожать в вечный покой тела святых мучеников.
Это делалось так. Истерзанное, обезображенное тело страдальца за Христа тайно, с большими предосторожностями, а иногда, с величайшей опасностью для самих себя, они уносили в далекую пещеру или в уединенный, безопасный дом. Здесь в продолжение всей ночи они пели над мучеником псалмы, потом совершали благоговейное целование останков и к утру предавали их земле.
Впоследствии точно так же провожали в вечный покой и тех, кто хотя и не страдал за Христа, но всю жизнь посвящал служению Ему, как, например, проводил в вечный покой святой Григорий Нисский свою сестру святую Макрину (память ее 19 июня). Такое всенощное псалмопение над почившим и называлось панихидой, то есть всенощным (бдением). Отсюда молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.
Панихида начинается псалмом 90-м: "Живый в помощи Вышняго..." В этом псалме изображается мирная бестревожная жизнь человека, живущего под покровом Всевышнего, - столь мирная и бестревожная, что его не могут возмутить (смутить) не только никакие страшные для других явления здешней жизни, но даже и переход из этой жизни в другую, столь ужасный (почти) для всех. Ничего не убоится он - не только жизненных стрел, но и ужасов смертной ночи.
Откуда же такая безбоязненность? От не сокрушимой ничем веры в слова Господа: "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он - познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби: избавлю его и прославлю его" (пс. 90, 14-16, цитируется по русской Псалтири в синодальном переводе. - Ред.). Можно ли с таким Заступником и Покровителем бояться чего бы то ни было, хотя бы это было страшнее самой смерти?
После псалма следует великая ектения, во время которой после каждого прошения молящиеся возглашают "Господи, помилуй":
"Миром Господу помолимся.
О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся.
(Далее прошения кроме "О избавитися..." и "Заступи…" даются автором на русском языке.- Ред.)
Помолимся Господу об оставлении согрешений скончавшегося, да незабвенна будет память о нем.
Помолимся Господу о упокоении, мире и доброй памяти всегда незабвенного раба Божия (имя его).
Помолимся Господу, чтобы Он простил ему всякое: согрешение, намеренное и ненамеренное.
Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) мог без осуждения предстать перед страшным Престолом Господа славы.
Помолимся Господу о тех, которые плачут, скорбят, ждут утешения от Христа.
Помолимся Господу, чтобы скончавшийся был избавлен от всякого мучения, скорби и душевных страданий и был вселён там, где всё исполнено света Лица Божия.
Помолимся, чтобы Господь Бог наш упокоил душу его в месте светлом, радостном, мирном, там, где праведники пребывают.
Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся) вступил в среду Авраама, Исаака и Иакова.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
Испросив милость Божию, Царство Небесное и оставление грехов тому (скончавшемуся) и себе самим, поручим Христу Богу друг друга и всю нашу жизнь. Тебе, Господи".
Чтомым же ектениям иереи вси, преклонше главы, чтут молитву сию тайно (без возглашения):
"Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть диавола и даровавший жизнь Твоему миру! Сам, Господи, упокой душу скончавшегося раба Твоего (имя его) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких мук, скорбей и душевных страданий. Как Благой и Человеколюбивый Бог, прости ему всякое согрешение, совершённое им или словом, или делом, или мыслию; потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха: Един Ты без греха; правосудие Твое - правосудие вечное и слово Твое - истина". (Здесь молитва, а затем - и возглас священника даются автором на русском языке. - Ред.)
Предстоятель же возглашает:
"Потому что Ты, Христе Боже наш, Воскресение, Жизнь и Упокоение усопшего раба Твоего (имя его), и Тебя прославляем с Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь".
Затем Аллилуиа трижды и тропарь:
"Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего: на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога нашего".
Слава, и ныне, Богородичен: "Тебе и Стену и Пристанище имамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Его же родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение".
После этого поется 118 псалом, или 17-я кафизма, обозначаемая в богослужебных книгах словом "Непорочны" (словом, находящимся в первом стихе псалма 118: "Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни"). В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (т.е. поступавших по закону Господню). Особенность пения ее здесь состоит в том, что она разделяется не на три "Славы", как прочие кафизмы, а на две половины, или статии. В первой половине к каждому стиху присоединяется припев: "Помяни, Господи, душу раба Твоего". Последние стихи (92-й и 93-й) первой половины "Если бы не закон Твой был моим утешением, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня" (авторское цитирование по русской Псалтири. - Ред.), - поются трижды.
Потом ектения малая, собственно заупокойная:
"Паки и паки миром Господу помолимся.
Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Божия (имярек) и о еже проститися ему всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются.
Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа, Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим. Подай, Господи.
Господу помолимся
"
.
Иерей произносит втай (т. е. без возглашения) [Типик (Типикон), глава 14] молитву: "Боже духов..." Лик же поет тихогласно (Типик, гл. 14, и Последование субботы мясопустныя) "Господи, помилуй" (40 раз), дондеже (пока не) скончает священник молитву: "Боже духов..." (Типик, глава 13).
Затем возглас: "Яко Ты еси Воскресение и Живот..."
После этого поется вторая статия кафизмы, начинающаяся словами (ст. 94): "Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках...", с припевом к каждому стиху: "Упокой, Господи, душу раба Твоего". В заключение поются трижды конечные стихи псалма: "Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых".
Вслед за тем поются тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8), с припевом к каждому стиху из 118 псалма: "Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим".
"Лик святых обрел Источник Жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я, потерянная овца. Спаситель! Воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня".
"Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как агнцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется! Молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов".
"Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни возложили на себя крест, как ярмо (как иго), и верою последовали за Мной! Приидите, насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и увенчайтесь венцами Небесными".
"Хотя и ношу я на себе язвы грехов, но все же я - отражение Твоей невыражаемой языком человеческим славы. Владыка! Яви милосердие твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанное Отечество, соделывая меня снова жителем Рая".
"Ты, вначале из ничтожества создавший меня и украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю, из которой я взят! Восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство".
"Боже! Упокой раба Твоего и всели его в Раю, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! Упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его".
Слава: "Благоговейно воспеваем Трисиятельное Единого Божества, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного огня".
И ныне: "Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, Ты, через Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! Да найдем (обретем) и мы через Тебя Рай".
"Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! " (трижды).
Затем - заупокойная ектения, седальны, псалом 50 и канон усопших, с припевом к тропарям: "Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего".
По третьей песни - ектения и седален.
"О, поистине всё - суета, вся жизнь - тень и сновидение. Так напрасно суетится всякий живущий на земле (всякий земнородный), как говорит Писание: хотя бы мы приобрели и целый мир, всё же переселимся в могилу, куда переселяются одинаково и цари, и нищие. Но, Христе Боже, упокой преставившегося, как Человеколюбивый".
По шестой песни - ектения и кондак:
"Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезней, скорбей и страданий, но жизнь вечно блаженная".
Икос: "Сам Ты, Творец и Создатель человека, Един Бессмертный, а мы - все земные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты - земля и в землю возвратишься. Туда все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".
По девятой песни - Трисвятое, Отче наш и заупокойная лития:
"Спаситель! Упокой с праведными духами душу раба Твоего скончавшегося, сохраняя ее во блаженной жизни, которая - у Тебя, Человеколюбивый".
Слава: "Ты - Бог, сошедший во ад и освободивший содержавшихся там: Сам упокой и душу раба Твоего".
И ныне: "Дева, Единая Чистая и Непорочная, родившая Бога без семени! Моли, чтобы спаслась душа его".
Ектения и отпуст, в заключение которого возглашается: "Господи! Во блаженном успении подай вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (имя его) и сотвори, чтобы незабвенной была память его" (от тропарей непорочных до "Вечной памяти" тексты даны автором на русском языке. - Ред.)
"Вечная память!" - отвечают пением на это возглашение трижды хор, служащие и молящиеся.

Хостинг от uCoz