Панихида
По учению Православной Церкви, душа человека проходит страшные мытарства
в то время, когда тело его лежит бездыханным и мертвым и, без сомнения,
в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви.
Чтобы облегчить душе переход в другую жизнь, над гробом православного
христианина, тотчас по смерти его, начинаются молитвы о упокоении его
души, или поются панихиды.
Начало панихид [или с греческого - всенощных (бдений)] восходит к первоначальным
временам христианства. Гонимые иудеями и язычниками, христиане могли молиться
и совершать Бескровную Жертву без помех и тревог только ночью и в самых
уединенных местах. Только ночью они могли убирать и провожать в вечный
покой тела святых мучеников.
Это делалось так. Истерзанное, обезображенное тело страдальца за Христа
тайно, с большими предосторожностями, а иногда, с величайшей опасностью
для самих себя, они уносили в далекую пещеру или в уединенный, безопасный
дом. Здесь в продолжение всей ночи они пели над мучеником псалмы, потом
совершали благоговейное целование останков и к утру предавали их земле.
Впоследствии точно так же провожали в вечный покой и тех, кто хотя и не
страдал за Христа, но всю жизнь посвящал служению Ему, как, например,
проводил в вечный покой святой Григорий Нисский свою сестру святую Макрину
(память ее 19 июня). Такое всенощное псалмопение над почившим и называлось
панихидой, то есть всенощным (бдением). Отсюда молитвы и псалмопения над
почившим или в память его и получили название панихиды.
Панихида начинается псалмом 90-м: "Живый в помощи Вышняго..."
В этом псалме изображается мирная бестревожная жизнь человека, живущего
под покровом Всевышнего, - столь мирная и бестревожная, что его не могут
возмутить (смутить) не только никакие страшные для других явления здешней
жизни, но даже и переход из этой жизни в другую, столь ужасный (почти)
для всех. Ничего не убоится он - не только жизненных стрел, но и ужасов
смертной ночи.
Откуда же такая безбоязненность? От не сокрушимой ничем веры в слова Господа:
"За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что
он - познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби:
избавлю его и прославлю его" (пс. 90, 14-16, цитируется по русской
Псалтири в синодальном переводе. - Ред.). Можно ли с таким Заступником
и Покровителем бояться чего бы то ни было, хотя бы это было страшнее самой
смерти?
После псалма следует великая ектения, во время которой после каждого прошения
молящиеся возглашают "Господи, помилуй":
"Миром Господу помолимся.
О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся.
(Далее прошения кроме "О избавитися..." и "Заступи…"
даются автором на русском языке.- Ред.)
Помолимся Господу об оставлении согрешений
скончавшегося, да незабвенна будет память о нем.
Помолимся Господу о упокоении, мире и доброй
памяти всегда незабвенного раба Божия (имя его).
Помолимся Господу, чтобы Он простил ему всякое:
согрешение, намеренное и ненамеренное.
Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся)
мог без осуждения предстать перед страшным Престолом Господа славы.
Помолимся Господу о тех, которые плачут,
скорбят, ждут утешения от Христа.
Помолимся Господу, чтобы скончавшийся был
избавлен от всякого мучения, скорби и душевных страданий и был вселён
там, где всё исполнено света Лица Божия.
Помолимся, чтобы Господь Бог наш упокоил душу его в месте светлом, радостном,
мирном, там, где праведники пребывают.
Помолимся Господу, чтобы он (скончавшийся)
вступил в среду Авраама, Исаака и Иакова.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, твоею благодатию.
Испросив милость Божию, Царство Небесное и оставление грехов тому (скончавшемуся)
и себе самим, поручим Христу Богу друг друга и всю нашу жизнь. Тебе, Господи".
Чтомым же ектениям иереи вси, преклонше главы, чтут молитву сию тайно
(без возглашения):
"Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть
диавола и даровавший жизнь Твоему миру! Сам, Господи, упокой душу скончавшегося
раба Твоего (имя его) в месте света, блаженства, мира, где нет никаких
мук, скорбей и душевных страданий. Как Благой и Человеколюбивый Бог, прости
ему всякое согрешение, совершённое им или словом, или делом, или мыслию;
потому что нет человека, который провел бы земную жизнь без греха: Един
Ты без греха; правосудие Твое - правосудие вечное и слово Твое - истина".
(Здесь молитва, а затем - и возглас священника даются автором на русском
языке. - Ред.)
Предстоятель же возглашает:
"Потому что Ты, Христе
Боже наш, Воскресение, Жизнь и Упокоение усопшего раба Твоего (имя его),
и Тебя прославляем с Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим,
и Животворящим Твоим Духом, теперь и всегда, и в вечные веки. Аминь".
Затем Аллилуиа трижды и тропарь:
"Глубиною мудрости человеколюбно
вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи,
душу раба Твоего: на Тя бо упование возложи, Творца и Зиждителя и Бога
нашего".
Слава, и ныне, Богородичен: "Тебе и Стену и Пристанище имамы и Молитвенницу
благоприятну к Богу, Его же родила еси, Богородице Безневестная, верных
спасение".
После этого поется 118 псалом, или 17-я кафизма, обозначаемая в богослужебных
книгах словом "Непорочны" (словом, находящимся в первом стихе
псалма 118: "Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни").
В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (т.е.
поступавших по закону Господню). Особенность пения ее здесь состоит в
том, что она разделяется не на три "Славы", как прочие кафизмы,
а на две половины, или статии. В первой половине к каждому стиху присоединяется
припев: "Помяни, Господи, душу раба Твоего". Последние стихи
(92-й и 93-й) первой половины "Если бы не закон Твой был моим утешением,
погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты
оживляешь меня" (авторское цитирование по русской Псалтири. - Ред.),
- поются трижды.
Потом ектения малая, собственно заупокойная:
"Паки и паки миром Господу
помолимся.
Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Божия (имярек) и о еже проститися
ему всякому прегрешению, вольному же и невольному.
Яко да Господь Бог учинит душу его, идеже праведнии упокояются.
Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа, Безсмертнаго
Царя и Бога нашего просим. Подай, Господи.
Господу помолимся".
Иерей произносит втай (т. е. без возглашения) [Типик (Типикон), глава
14] молитву: "Боже духов..." Лик же поет тихогласно (Типик,
гл. 14, и Последование субботы мясопустныя) "Господи, помилуй"
(40 раз), дондеже (пока не) скончает священник молитву: "Боже духов..."
(Типик, глава 13).
Затем возглас: "Яко Ты еси Воскресение и Живот..."
После этого поется вторая статия кафизмы, начинающаяся словами (ст. 94):
"Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках...", с
припевом к каждому стиху: "Упокой, Господи, душу раба Твоего".
В заключение поются трижды конечные стихи псалма: "Жива будет душа
моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее,
взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых".
Вслед за тем поются тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8),
с припевом к каждому стиху из 118 псалма: "Благословен Ты, Господи!
Научи меня уставам Твоим".
"Лик святых обрел Источник Жизни и дверь в рай: да найду и я путь
туда через раскаяние, я, потерянная овца. Спаситель! Воззови (подай мне
голос, найди) и спаси меня".
"Святые мученики, проповедавшие
Агнца Божия и сами закланные, как агнцы, и переселившиеся туда, где жизнь
не стареет и вечно не изменяется! Молите Его усердно, чтобы Он даровал
нам прощение грехов".
"Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной
жизни возложили на себя крест, как ярмо (как иго), и верою последовали
за Мной! Приидите, насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам,
и увенчайтесь венцами Небесными".
"Хотя и ношу я на себе язвы грехов, но все же я - отражение Твоей
невыражаемой языком человеческим славы. Владыка! Яви милосердие твоему
созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанное Отечество,
соделывая меня снова жителем Рая".
"Ты, вначале из ничтожества создавший меня и украсивший Своим Божественным
образом, но за нарушение заповеди опять возвративший меня в землю, из
которой я взят! Восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство".
"Боже! Упокой раба Твоего и всели его в Раю, где лики святых и праведники
сияют, как светила (небесные). Господи! Упокой скончавшегося раба, оставляя
(ставя ни во что) все грехи его".
Слава: "Благоговейно воспеваем Трисиятельное
Единого Божества, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный
Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь вечного
огня".
И ныне: "Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех,
Ты, через Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная!
Да найдем (обретем) и мы через Тебя Рай".
"Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! " (трижды).
Затем - заупокойная ектения, седальны, псалом 50 и канон усопших, с припевом
к тропарям: "Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего".
По третьей песни - ектения и седален.
"О, поистине всё - суета, вся жизнь - тень и сновидение. Так напрасно
суетится всякий живущий на земле (всякий земнородный), как говорит Писание:
хотя бы мы приобрели и целый мир, всё же переселимся в могилу, куда переселяются
одинаково и цари, и нищие. Но, Христе Боже, упокой преставившегося, как
Человеколюбивый".
По шестой песни - ектения и кондак:
"Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, где нет болезней, скорбей
и страданий, но жизнь вечно блаженная".
Икос: "Сам Ты, Творец и Создатель человека,
Един Бессмертный, а мы - все земные, из земли созданы и в ту же землю
возвратимся, как повелел Ты, Создатель: ты - земля и в землю возвратишься.
Туда все мы, земнородные, и пойдем, с надгробными рыданиями возглашая
песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".
По девятой песни - Трисвятое, Отче наш и заупокойная лития:
"Спаситель! Упокой с праведными духами душу раба Твоего скончавшегося,
сохраняя ее во блаженной жизни, которая - у Тебя, Человеколюбивый".
Слава: "Ты - Бог, сошедший во ад и освободивший
содержавшихся там: Сам упокой и душу раба Твоего".
И ныне: "Дева, Единая Чистая и Непорочная, родившая Бога без семени!
Моли, чтобы спаслась душа его".
Ектения и отпуст, в заключение которого возглашается: "Господи! Во
блаженном успении подай вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (имя его)
и сотвори, чтобы незабвенной была память его" (от тропарей непорочных
до "Вечной памяти" тексты даны автором на русском языке. - Ред.)
"Вечная память!" - отвечают пением на это возглашение трижды
хор, служащие и молящиеся.
|
|