КУЛЬТУРА ПАМЯТИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Формирование позитивного общественного отношения к сфере ритуальных услуг


Доклад А. П. Сазанова, главного редактора Российского ритуально-духовного журнала "Реквием" на Всероссийском семинаре "Проблемы развития сферы ритуальных услуг в России" 19 ноября 1999 г. в Санкт-Петербурге.

Извините меня за резкое и неприятное для слуха и самоощущения начало выступления, но все здесь присутствующие... умрут. Это печальный факт, но не новость. Хорошее, что я вам скажу, во-вторых, это то, что умрем мы не сегодня и, надеюсь, не в ближайшее время.
Увы, удел каждого из человеков на земле, удел неизбежный для всех нас - смерть. Все мы, каждый в свой урочный час, известный одному Богу, сойдем в землю, и о нас нашим родным и потомкам будут напоминать могильные холмики, кресты и надписи. Дай Бог, чтобы это случилось как можно позже.
Скажите, хочется ли кому-то из вас, чтобы когда-то на вашей могиле царил хаос, чтобы она оказалась замусоренной, заплеванной, разграбленной? Был разбит надгробный памятник или стела, поставленные заботливыми руками родственников? Сорвана фотография или отбиты буквы вашего имени и фамилии? Вопрос, безусловно, риторический.
А теперь, вспомня поговорку о том, что как хочешь, чтоб с тобой поступали, поступай так и ты по отношению к другим, мысленно представим сохранность, охранность и порядок, царящие на наших кладбищах. Причем пока оставим за чертой мемориальные комплексы типа Пискаревского мемориала и Кремлевской стены и такие образцово-показательные кладбища как Ваганьковское и Новодевичье в Москве или музее-некрополи в Александро-Невской лавре и "Литераторские мостки" в Санкт-Петербурге. Такие места захоронения составляют ничтожно малый процент. Большинство же кладбищ в России - и в самых крупных городах, и в городах малых - несут уже которое десятилетие печать неухоженности и беззащитности от хулиганов, варваров, иванов, не помнящих родства - а в общей сложности от всех россиян, утративших за эти десятилетия Культуру памяти.
Для того, чтобы определить степень Культурности и цивилизованности любой нации, достаточно в этой стране посетить три места: торговый рынок, общественный (извините) туалет и кладбище. Тут необходимо отметить, что Культура и Цивилизованность - суть вещи разные. Цивилизованность, упрощенно говоря, подразумевает технический комфорт, современные технологии, кондиционеры, факсы и прочие удобства, которые стали обыденностью дома и на работе. Культура - это то, что может обойтись без всех этих вещей, это поведение, основанное на воспитании любовью, интеллектом, знаниями обычаев, нравов, трудовых и поведенческих правил. Культура с большой буквы не означает только то, что в последние десятилетия мы заучили из различных идеологических источников: театр, кино, музеи, библиотеки, живопись. В составляющие Культуры с большой буквы входят множество культур, относящихся не только и не столько к искусству в голом его представлении: это и Культура строительства, и Культура питания, и Культура общения, и Культура одеваться, и Культура поведения в общественных местах, и Культура языка, и Культура общежития, и, в том числе, Культура памяти. Скажем прямо: со всеми вышеназванными "культурами" в нашем обществе напряженка, а ведь все они составляют единое целое - Культуру нации. Я не хочу сказать, что мы бескультурный народ, но судя по результатам беглого осмысления и мысленного анализа многочисленных примеров из жизни россиян, особой Культуры вряд ли можно заметить. И это наша беда. Ложь, брань, пьянство, изгаженные подъезды, улицы и дворы, разбитые дороги, агрессия по отношению к ближнему, безбожие, чванство чиновников, воровство, мздоимство и насилие - и среди всего этого заброшенные могилы, поваленные памятники, разграбленные мемориалы, Все это страшно. И всё это мы с вами, наше общество.
Итак, мы с вами, все общество, вступая в XXI век, самым серьезным образом обязаны предпринять мыслимые и немыслимые усилия, чтобы вернуть Россию, россиян в лоно Культуры с большой буквы. Каждый на своем участке. Наш с вами участок - похоронная отрасль, Культура памяти.
До марта 1995 года в России не существовало периодических изданий на ритуально-погребальную тематику. Но если до 1917 года погребальные обряды "курировала" Церковь, то за годы "воинствующего атеизма" и не менее воинствующего материализма, превращавшего человека еще при жизни в тленный придаток идеологической машины, тема ухода из жизни, философские размышления о проблемах Единства Жизни и Смерти, культуры погребального дела ушли из внимания общества. Когда за кулисами парадно-показательной действительности творились массовые репрессии, когда старинные мраморные надгробия по воле властей шли на облицовку метрополитена, похоронная тематика стала для общества, а тем более для подцензурной прессы, тем местом, о котором говорить было как бы непринято, нежелательно. Это было уделом только тех, кто уже отправился хоронить, хоронить неумело, скоропалительно, под звон стаканов с горькой, шум пьяных поминок. Мы проповедовали праздность и при жизни, и в горькие часы проводов своих родных в Мир Иной. И ни на миг не задумывались о том, что кто в праздности живет, тот непрестанно грешит. Грехи множились, продолжают множится, растут как снежный ком, а по сей причине - и следствие: растет число смертей, жутких пожарищ, опустошающих катастроф, ледянящих душу убийств, шоковых суицидов...
...От бесславной смерти к Культуре погребения и Культуре Памяти, к Церкви, порядку в семье, на производстве и в учебе, к рождению и вновь к истории своей - от зверя к человеку, от человека к Богу. Нынче, как острие иглы, перед нами среди множества проблем, нами же и порожденных, стоит проблема Культуры похоронного искусства - как бы это не показалось странным. Сказано - человек есть существо погребающее. В земле-матушке, в Том Мире покоится во многажды большая часть человечества, и нам там быть, покуда грешны. Я склонен полагать, что наше общество до тех пор не сможет поправить свое политическое, экономическое и прочая, и прочая положение, покуда не станет с уважением и любовью относиться к местам упокоения своих предков, давшим нам жизнь, знания, опыт. Да, и грехи тоже. Тем более, мы обязаны чтить их, и молиться за них, ибо тем самым спасем их, а они нас. Нам следует возродить традиции проводов на погост своих близких, пополнить их истинной духовностью, искоренив "дух" стяжательства, корысти, пьяных языческих оргий и мародерства.
Культура ритуально-погребального дела весьма и весьма многогранна. Упрощенно ее можно определить следующими сферами человеческой деятельности и человеческой заботы:
1. Духовная, которая подразумевает воспитание в нас христианского учения о Человеке как подобия Божиего, о его миссии на жизненном пространстве, о его сознательном подчинении Христианским заповедям и необходимости покаяния за грехи человеческие.
2. Обрядовая, которая подразумевает передачу ныне здравствующим всего объема знаний в области соблюдения издревле сложившихся погребальных ритуалов.
3. Прикладная, которая подразумевает всю индустрию похоронных аксессуаров и похоронных услуг, а также производств, им сопутствующих - во всем многообразии, доступности и ликвидации различных форм спекуляции и корыстно-преступных элементов.
4. Правовая, которая подразумевает профессиональную разработку и широкую пропаганду среди населения соответствующих законов и подзаконных актов, их усовершенствование с привлечением специалистов и практиков похоронной отрасли.
5. Выставочная, которая подразумевает широкий спектр деятельности по обмену опытом в сфере производства похоронных принадлежностей и организации похоронных услуг.
6. Сфера Культуры Памяти, которая подразумевает воспитание новых поколений на примерах жизнедеятельности достойных сынов Отечества, восстановление из руин времен, созданных беспамятством и идеологией, славных имен и деяний, возрождение мест упокоения наших предков, создание мемориалов и т. д.
7. Информационно-издательская сфера, которая подразумевает служение всем шести вышеперечисленным сферам в виде выпуска книг, брошюр, памяток, рекомендаций, а также газет и журналов. При этом как раз последняя из названных сфер и способна, и обязана, и должна во многом, очень во многом способствовать тому, чтобы шесть первых поднялись на должную высоту своих задач. Ни для кого из нас не секрет, что печатное слово для наших граждан имеет веское значение в определении того или иного поступка, а зачастую и руководством к действию. Особенно, если издание - газета, журнал, книга - пользуется авторитетом, несет правдивые и понятные аргументы, когда читатель на практике чувствует его помощь.
К великому огорчению, анализ публикаций на похоронную тематику на страницах российской прессы любого уровня позволяет утверждать тот факт, что абсолютное их большинство носят или склочный, или ёрнический, или криминальный характер. Духовностью, за малым исключением, в них и не пахнет. Нет необходимости даже приводить конкретные издания и конкретные их публикации - они хоть и весьма редки, но также редки в них озабоченность и раскрытие причин неблаговидной ситуации в похоронной отрасли (опять впереди - следствие); образно говоря: если и идет борьба, то - с комарами над болотом, а не за ликвидацию болота, порождающего этих комаров. Конечно, проще вспомнить строчки из Высоцкого и вставить в заголовок лихое "А на кладбище всё спокойненько..." Или по привычке описать обирающего скорбящих кладбищенского могильщика. А ужо как "престижно" поведать на весь белый свет о мафии, гребущей миллионы в похоронном бизнесе. Конечно, и об этом писать обязательно надо. Но трудней (а порой и опасной) раскопать истинные корни всех этих явлений, поэтому и процветают поверхностные публикации.
"Реквием" пять лет назад поставил перед собой задачу стать изданием, пишущим о смерти без шуток, но и без страха. Поэтому на его страницах нет места смакованию околокладбищенских дрязг, околосмертных притч, страшилок и тому подобного. Все материалы подчинены стремлению вместе со своими читателями научиться правильному образу жизни, избавиться от страха перед неизбежным, помочь похоронной отрасли обрести приличествующее лицо, а не жуткую гримасу. Это квинтэссенция "Реквиема". Это его духовность.
За почти пять лет подписчики и читатели смогли досконально обучиться православным обрядам погребения, изучить обряды других религиозных конфессий; "поучаствовать" в философских беседах на темы Жизни и Смерти; привыкнуть к празднованию православных праздников и забытых памятных дат в истории России; познакомиться с несправедливо канувшими в Лету россиянами, принесшими славу Отечеству в досоветские времена; увидеть в иллюстративном ряду журнала красивейшую архитектуру уничтоженных храмов, обелисков, склепов и мемориалов; вникнуть в историю похоронного искусства, возникновения аксессуаров и услуг, кладбищ; впервые среди печатных периодических изданий увидеть воочию, что собой представляет синодик; проследить всю хронологию захоронения в Санкт-Петербурге Останков Николая II и его близких (только в "Реквиеме" есть такая возможность, это был сентябрьский 1998 г. спецвыпуск); с помощью рекламы и объявлений ознакомиться с российскими и зарубежными новинками среди похоронных принадлежностей, заочно побывать на выставках похоронного искусства в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Москве и Париже; сумели узнать и многое другое.
Ваш покорный слуга отнюдь не из тех, кто как тот кулик, свое болото хвалит. Не зря в выходных данных "Реквиема" пропечатана строка: "Перепечатка материалов "Реквиема" приветствуется". И без упоминания о нем - пожалуйста. А посему мы были рады появлению в Москве "похоронной" газеты "Вся жизнь", а в Новосибирске - журнала "Смерть в Сибири", о чем заявили на своих страницах.
"Реквием" год назад предпринял (и удачно, во всяком случае - для старта) попытку организовать и провести первое в истории похоронщиков России редакционное оргмероприятие - научно-практическую конференцию под девизом "Любовь к отеческим гробам: возрождение похоронного дела в России", на которую съехались 60 участников из 19 городов России и Белоруссии.
Каждая цивилизованная страна ныне имеет общенациональное периодическое издание, посвященное проблемам развития и совершенствования похоронной индустрии. Именно индустрии, ведь здесь: культура и история, архитектура и дизайн, металло, камне и деревообработка, экология и цветоводство, религия и правопорядок, законотворчество и реклама, торговля и обслуживание, прикладное искусство, живопись и скульптура, фотоискусство и видеосъемка, книгоиздание и журналистика, музыка и поэзия... "Реквием", конечно, еще не может встать вровень с аналогичными изданиями во Франции, Польше, Англии и др., хотя и имеет подписчиков в 60 городах России и ближнего зарубежья: мал тираж, небольшой объем, не приносит прибыли реализация, невелик приток рекламодателей, в октябре прошлого года (после очередной смены директора) не возобновило договор с редакцией ГУП "Ритуальные услуги", выступавшее в качестве издателя. И это прискорбный факт, так как похоронное дело должно стать особой заботой государства, его структур, ибо Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" отводит "львиную" долю обязанностей именно им. Учитывая менталитет россиян, незначительный уровень положительной реакции на печатные издания духовно-погребальной тематики, дающей возможность получать прибыль от их реализации, позволяют с большой долей уверенности констатировать необходимость дотирования этих изданий со стороны государственных властных и руководящих структур, не рассчитывая на возврат средств. Напротив - проводя политику массового (но с соблюдением соответствующего такта) бесплатного распространения среди населения.
По своему уже немалому опыту знаю, как желанна и необходима литература - духовная, правоведческая, справочная и т. п. - для работников похоронных предприятий. И если государственные властные структуры не способны или по близорукости своей не желают содержать общенациональный ритуально-погребальный журнал, есть другой вариант: нескольким солидным предприятиям взять на себя финансовую и организационную поддержку выпуска печатной продукции, став соиздателями или соучредителями. Выиграли бы все мы - и похоронщики, и, простите, их клиенты (имею ввиду, конечно же, семьи, друзей усопших). "Реквием" давно готов послужить базой для создания общенационального массового солидного и авторитетного, в том числе и за рубежом, печатного органа работников похоронной отрасли России. Он живет, несмотря на трудности и различные препоны. Более того - в августе 1998 года был зарегистрирован "Фонд развития журнала "Реквием"", объединивший целый ряд юридических и физических лиц, почитателей журнала и ставший своеобразным аккумулятором моральной (чего больше) и материальной (чего меньше) поддержки издания "Реквиема".

О Культуре нации, ее духовности во многом судят по тому, как эта нация чтит память предков, по ее "любви к отеческим гробам".

Россия, раскинувшаяся на два континента, вобравшая в себя и объединившая в себе, в своей "душе" - на себе и внутри себя - миллионы людей сотен национальностей и десятков вероисповеданий; Россия, на благо и во славу которой трудились на протяжении всей ее истории выходцы из зарубежных стран; Россия, сыны и дочери которой прославили культуру, науку и искусство иных государств и народов; Россия, которую мы зовем своей Отчизной, по-праву признается многими исследователями тем местом на Земле, откуда рано или поздно придут благодать и мир всему миру. Но право это не придет само по себе: оно должно быть заработано добрыми делами, святыми помыслами и ныне живущими, и, как не покажется парадоксальным, усопшими россиянами. Возрождение, закрепление и развитие похоронного искусства, возведение Любви к отеческим гробам в ранг одной из первостепенных составляющих Культуры россиян - суть получения этого права для всех нас. Работа эта - масштабна как по времени, так и по широте круга задач. Но она необходима, она будет продолжена: или сегодня, или завтра. Так почему - не сегодня? Почему - не нами? Следует только начать!

Хостинг от uCoz