Богородица
- покровительница России
Для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо,
как благословение родной матери. Народ вверял Богородице душу и всего
себя. К иконам Богородицы относились как к живой святыне, поэтому и давали
им часто собственные имена, как человеку.
Человеку набожному, верующему, посещающему Божие храмы, известны лики
Богородицы и правильные названия икон, а их не мало. Многие же не могут
отличить один лик от другого, путаются в разнообразии икон. Мы хотим помочь,
и сегодня открываем серию рассказов об иконах, изображающих Богородицу,
об истории их создания. Сегодня мы расскажем о Владимирской иконе Божией
Матери.
ВЛАДИМИРСКАЯ
Владимирская икона - святыня, пришедшая в Россию
из самой глубины веков. Она одна из тех, которые списывал святой
евангелист Лука с живой Богоматери. Писана же, как гласит предание, на
доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос,
Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная в России, которая дошла
до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня,
прошедшая сквозь тысячелетия.
До 450 года икона пребывала в Иерусалиме, до ХII века - в Царьграде (Константинополе),
а далее её судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хризоверх
отправляет святыню в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому.
Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства.
Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной
княгини Ольги - в Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея
Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа.
Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы.
При нем же свершилось великое чудо: однажды икона оказалась повисшей в
воздухе посреди храма, именно в то время, когда князь собирался ехать
на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать
новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше
одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По
дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось
еще одно чудо: когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул
город, отъехав верст десять, то лошади встали. Не помогали ни понукания,
ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла. Князь Андрей растолковал
это чудо, как волю Богоматери - остаться в городе Владимире, и заложил
собор для святыни. Великолепный храм был сооружен всего лишь за два года,
в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную
ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.
Икона помогла русским воинам одолеть волжских болгар. В сражение повел
воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: "Всяк уповаяй
на Тя, Владычице, не погибнет". И русские победили. Свершилось знамение:
сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это
божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами
в совершенно ином месте - за тысячу верст. И он разбил врага. После чего
Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа,
утвердив празднику название: "Происхождение Древ Животворящего Креста
Господня".
Летопись вещает нам о том, что по Владимирской земле прокатилась большая
смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи
и разбой. Преступные корыстолюбцы - племянники князя - Ярополк и Мстислав,
присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому
князю Глебу. Тогда владимирцы в ярости прогнали новоявленных властителей
со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась
в свой храм, с которым случилась вскоре беда - в 1185 году Владимирский
собор сгорел. Но икона уцелела.
В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись
свидетельствует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатство орды:
степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. И после
такого разбоя икона Богоматери уцелела.
Наступил 1380 год. Дмитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную
победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей
победы. С этого события начинается как бы новый период в жизни святыни
- она становится оплотом русской столицы, спасая Москву от многочисленных
бед.
В конце ХIV века на Европу направил свою орду Тамерлан, прозванный русскими
"железный хромец". В 1395 году он вторгся в Россию, полонил
рязанские земли и пошел на Москву. Угроза заставила князя Василия Дмитриевича
(сына Дмитрия Донского) спешно собрать рать и выйти неприятелю навстречу.
Князь встал с войском на берегу Оки у Коломны, помолился Спасителю, Богородице
и чудотворцам Петру, Алексию и Сергию.
Он попросил народ земли Владимирской перенести в Москву святыню - икону
Владимирскую и просить Владычицу о заступничестве всей Руси. Почетное
посольство передает эту просьбу жителям города в день Успения Пресвятой
Богородицы и встречает понимание. С плачем и причитаниями провожали владимирцы
икону, пребывавшую у них два с половиной века. Десять дней несли святыню
до Москвы, это было историческое грандиознейшее шествие, десять дней икону
не покидала огромнейшая людская масса, не раз повторявшая на едином дыхании:
"Матерь Божия, спаси землю русскую!" Величием и скорбью наполнены
были шествие и встреча в Москве. Икону встретило все великокняжеское семейство
на пути к Москве и сопроводило святыню до Успенского собора.
А Тамерлан стоял на дальних подступах к столице. В час встречи иконы в
Москве он спал в шатре. И такой сон снизошел на свирепого грозного завоевателя-инородца:
с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними
в сиянии ярких лучей и в божественном величии стоит Лучезарная Дева, окруженная
бесчисленными ангелами с огненными мечами, направленными на Тамерлана…
Тот проснулся в холодном поту и немедленно созвал совет. Мудрецы так истолковали
сон, что Лучезарная Дева - не кто иной как сама Богоматерь - заступница
русских, и сила Её неодолима. Наш летописец пишет: "И бежал Тамерлан,
гонимый силою Пресвятой Девы".
Духовной спасительницей столицы проявила себя Владимирская икона в 1408
году при набеге ордынского правителя Едигея, а в 1451 году в битве с ногайским
предводителем Мазовшей.
Иоанн IV Васильевич разорвал ханскую басму и отказался платить ордынскому
хану Ахмету. На это Ахмет ответил грозным походом, на Москву пошли его
несметные полчища. Дойдя до Угры (между Тульской и Калужской областями),
войско хана встало в ожидании благополучного момента для атаки. На противоположном
берегу Угры стояли русские войска. В истории это уникальное военное событие
называется Великим стоянием на Угре. Обе стороны долго и напряженно ждали
нападения и не хотели нападать первыми. Русские чуть отошли от реки, давая
татарам возможность начать переправу, но и татары стали отходить. Если
русское войско остановилось, то вражеская орда стала отходить. Всадники
летели без оглядки, паникуя и трепеща от страха, хотя на них никто не
нападал, никто их не преследовал. Это событие описано в летописи и причислено
к явному выражению покровительства Владычицы Небесной земли русской. Благодарные
соотечественники после великого стояния на Угре назвали это место "Поясом
Богоматери".
Но набеги татар все же продолжались. Ахмет Гирей в 1521 году подошел к
Москве вплотную и тоже не сподобился на штурм, ибо русское войско показалось
ему несметным. И этот хан бежал. Была одержана победа над татарами при
царе Федоре Иоанновиче, тогда враг дошел до Воробьевых гор и был там разбит.
Богородица всегда оставалась первой заступницей русской столицы.
Пожалуй, самым трудным временем для России оказалось время великой смуты.
Дмитрий Самозванец, провозглашенный предателями отечества своего русским
царем, перво-наперво дал возможность своим разбойникам войти в Успенский
собор. Но даже при таком святотатстве выжила икона, устояла и не дала
врагам погубить православную веру.
При нашествии французов в 1812 году, в период отступления русской армии
и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир - 2 сентября,
а 20 октября уже вернулась в русскую столицу, враг был вынужден покинуть
Москву и отступить, обрекая себя на гибель. Русские люди на протяжении
всей своей истории обращались к Владимирской иконе в трудные минуты и
почти всегда были услышаны Богородицей.
Икона жива по сей день. В 1514 году она обновилась, а ныне за ее "самочувствием"
следят лучшие специалисты-реставраторы Третьяковской галереи, где она
пока находится в специально оборудованном месте с идеальным режимом хранения.
В великие престольные праздники святыня появляется перед православными,
участвует в самых торжественных молебнах. Восемь веков подряд Владимирская
икона, написанная с Богородицы во время ее земной жизни, не покидает русскую
землю. Празднуется 21 мая, 23 июня, 26 августа (по старому стилю)
При поспешестве Владимирской иконы доходят до Матери
Божией слова молитвы:
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево,
Молений наших не презри во обстояниях,
Но от бед избави нас, едина
Чистая и Благословенная,
Пресвятая Богородице,
Спаси нас.
|