О посте


Церковь Христова заповедает христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Постились ветхозаветные праведники, и Сам Христос примером своего сорокадневнего поста и проповедями положил основание христианскому посту.
Еженедельными постными днями (за исключением "сплошных" недель) являются:
среда
пятница
.
В среду - пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудойэ
В пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь безусловно запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период от недели Всех святых (следующая за "Троицей") до Рождества Христова следует воздерживаться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду или пятницу приходятся дни празднуемых святых (то есть тех, которым совершается праздничная служба) разрешено растительное масло, а самые большие праздники - рыба.
Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжается в течение семи недель перед Пасхой. Он установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней. В последнюю неделю Великого поста - Страстную - вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В Великий пост церковный устав повелевает употреблять растительное масло только по субботам и воскресеньям, а рыба разрешается только в праздники Благовещания (25 марта/7 апреля - тут и далее "новый"/"старый" стиль) и Входа Господня во Иерусалим (Вербное воскресенье). В дни памяти самых почитаемых святых разрешается вкушать растительное масло.
Первые и последние дни поста следует проводить особенно строго, по возможности обходясь без пищи. Великий пост должен быть временем особенного покаяния, усиленной молитвы. Духовная подготовка к нему начинается за несколько недель воспоминаниями притч Спасителя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также о грядущем Страшном Суде и об изгнании человека из рая. Мясо исключается из употребления в последнюю неделю перед Великоим постом - масленицу или иначе - сырную. Ее название связано с тем, что это "сплошная" неделя, во все дни которой дозволяется употреблять молочную пищу.
Великий пост, по учению святых отцов, - духовная "десятина" года, жертва Богу, путь, покаянием возвращающий человека в рай. Повседневная церковная служба сопровождается исключительно земными поклонами. Во время Великого поста христиане обязательно должны стараться попасть на исповедь, исполнить полагающиеся епитимии, чтобы встречать Пасху Христову в духовном исправлении.
Близким по строгости соблюдения к Великому является Успенский пост - с 1/14 по 14/27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Госпожу Богородицу, которая, предстоя перед Богом, неизменно молится за нас. В Успенский пост следует питаться так же, как и в Великий пост. Рыбу разрешается вкушать только в праздник Преображения Господня - 6/19 августа. При совпадении праздника Успения со средой или пятницей, в этот день разрешается есть только рыбу, а разговены (начало вкушения мясной пищи) переносится на следующий день.
Рождественский пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым - с 5/28 ноября по 24 декабря/6 января. В этот пост в понедельник, среду и пятницу следует не употреблять ни рыбы, ни масла. После праздника святителя Николы - 6/19 декабря - рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста - с 20 декабря/2 января - следует соблюдать так же, как и Великий пост.
Особо строгий пост налагается накануне Рождества Христова, когда один раз, вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается вкусить "сочива", то есть сухих плодов, смоченных в воде, отчего и сам день называется "сочельником".
Рождественский пост называют еще "Филипповым", так как он начинается в день памяти апостола Филиппа.
Четвертый пост - Святых апостолов (Петров пост). Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в Рождественский. Если день конца поста приходится на среду или пятницу, то разговены, как и в Успенский пост, переносятся на следующий день, а в этот день едят только рыбу.
Кроме указанных постов, Святой Церковью установлен строгий пост накануне Богоявления (Крещения Господня) - 5/18 января, постные праздники - Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 14/27 сентября, в которые разрешается только постное масло.
В уставах о посте имеются указания на сухоядение (невареная пища), варение (вареная пища без масла), оговорены дни однократного принятия пищи. Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление в строгости поста, чтобы пощение не привело в резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд, однако употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Вот что говорилось о пище в древнем "Наказании некоего отца духовного к християнам": "Пищю имей умеренну, да не в объядение впадеши. Ибо сладкоядение и многоядение гроб есть всем страстен… Егда же хощеши собрати трапезу, первее сотвори три поклона и благословися с молитвою с молитвою, глаголя: "Благослови, отче, собрати на стол пищю". И обычно помоляся, сяди со страхом Божиим, в великом безмолвии, благодаря Бога, вкушай. Аще же без страха Божия и с празднословием ясти, то уподобишься псу, кошке и свиние. (…) И благодарствуя питающих, глаголя: "Бог спасет" или "Спаси, Господи, за хлеб и за соль питающих мя родителей (или православных християны)". И, наконец, положи три поклона со обычною молитвою: "Боже, милостив буди мне, грешному".
Церковный Устав касается пищи в первую очередь потому, что ею во многом определяется духовное состояние и помыслы человека. Но пост должен быть не только телесным, но и духовным.
"Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления.
Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева.
Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.
Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание…
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела.
Молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий.
Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния". Постясь таким образом, как говорит Святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.
Молитвы перед вкушением пищи
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (дважды). Господи, благослови (поклон)
.
Или:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.
Молитва после вкушения пищи
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царства, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Рецепты монастырской кухни
Суп с крапивой
В кипящий бульон (2 л) положить 25 г мелко нарезанного и обжаренного репчатого лука, 1 ст. ложку приготовленного риса (его промыть, на 2-3 минуты положить в кипящую воду, а затем откинуть на сито). Довести бульон до кипения, прибавить 1-2 крупно нарезанные картофелины. За 15 минут до окончания варки положить 150 г хорошо промытой и нарезанной молодой крапивы. При подаче на стол посыпать суп зеленью петрушки.
Окрошка по-вятски
Натереть редьку. Нарезать холодный отварной (в кожуре) картофель. Смешать редьку с картофелем, смесь посолить, оставить минут на сорок-пятьдесят. Добавить холодный квас, тертый хрен (по вкусу). Подавать с зеленью.
Картофель по-княжески
Картофель (400 г) отварить в кожуре, очистить, нарезать ломтиками, посолить. Половину нарезанного картофеля положить в кастрюлю, дно и боковые стенки которой смазать сливочным маслом. 300 г творога и 100 г сливочного масла размешать до сметанообразной консистенции и положить в кастрюлю. Затем в кастрюлю положить вторую половину нарезанного картофеля. 3 яичных желтка взболтать с молоком (100 г). Этой смесью залить картофель и поставить кастрюлю примерно на час в духовку. После чего подавать на стол.
Малороссийские галушки
Взять 1 кг творога, столько же муки, 3 яйца и раскатать массу руками в виде колбаски и нарезать ножом кусочки в виде клецок. Варить в соленой воде до тех пор, пока они все всплывут наверх. Откинуть их на решето, дать хорошенько стечь воде и уложить в широкую форму или кастрюлю, облить свежей молодой сметаной, поставить в духовку и запечь.
Сбитень горячий
В 1 литре воды растворить по 150 г сахара и меда, добавить пряности (гвоздику, корицу, кардамон, имбирь - по вкусу). Кипятить 5-10 минут, снимая пену. Через полчаса напиток процедить. Готовый сбитень подогреть, пить горячим.
Яблочный соус
Очищенные и нарезанные кусочками яблоки тушить до мягкости в сливочном масле, затем засыпать мукой и развести лимонной кислотой, заправить сметаной, солью, сахаром и протереть через сито.

Хостинг от uCoz