Страшный
Суд
Еще одной повторяющейся темой в эсхатологической мифологии
является Суд над мертвыми. Самые ранние описания Суда над Мертвыми обнаружены
в погребальных текстах, известных как "Египетская
книга мертвых", датируемая приблизительно 2400 годом до н.э.
Суд происходит в Зале Двух Истин или Зале Маат. Сердце умершего помещают
на чашу точнейших весов, на другую кладут перо богини Маат, символ истины
и справедливости. Весами управляет бог Анубис с головой шакала, а рядом
бог мудрости и небесный писец Тот с головой ибиса записывает, подобно
бесстрастному судье, приговор. Трехчленное чудовище Амемет (крокодил -
лев - гиппопотам), Пожиратель Душ, стоит здесь же, готовый проглотить
осужденного. Праведных Гор представляет Осирису, допускающему их к благам
своего царства.
В тибетском варианте сцены суда держатель истины и справедливости называется
Дхарма Раджа, "Царь Истины" либо Яма Раджа, "Царь Мертвых".
На нем висят людские черепа, человеческая кожа и змея; в правой руке меч
разделения, а в левой - зеркало кармы. Оно отражает каждый добрый или
злой поступок усопшего, символизируемый белыми и черными камнями, помещенными
на разные чаши весов. Из суда ведут шесть кармических путей, каждый -
в свою область (локу), где умерший будет рожден заново в зависимости от
добродетелей и проступков. Обычными наказаниями в различных преисподниях
нижнего мира являются пытки жарой и холодом, разрубание на куски, накалывание
на Древо с Шипами, заливание расплавленного металла в отверстия тела или
заключение в страшный ад Авичи, где виновные в страшных грехах подвергаются
наказаниям в течение неисчислимых лет.
В ветхозаветной традиции существует так называемый "день Яхве"
- полной и окончательной победы Бога над своими врагами на земле. Постепенно
понятие "дня Яхве" приближается к понятию Страшного Суда. Согласно
новозаветной традиции, Иисус Христос под звуки ангельских труб воссядет
на престол, перед которым соберутся "все народы", и будет вершить
Суд. Праведники встанут по правую руку, а осужденные на вечные муки -
по левую. Общая картина христианского страшного суда была окончательно
доработана раннехристианскими и средневековыми писателями, в особенности
Ефимом Сириным.
Христианское искусство изобилует образами
дьяволов и ангелов, сражающихся за душу умершего, а также изображениями
Страшного Суда с праведниками, поднимающимися в небеса, и проклятыми,
опускающимися в пасть ада.
Мусульманская традиция описывает Сират -
мост над преисподней "тоньше волоса и острее клинка", по которому
должны пройти все отошедшие. Верные способны удержать равновесие и успешно
миновать его. Неверные поскользнутся и упадут в адскую бездну.
Переход по мосту играет важную роль также и в зороастризме. Божество по
имени "праведный Рашну" взвешивает дурные и праведные дела умерших.
После этого душа умершего проходит особые испытания: она должна попытаться
пересечь Синвато Парату или "Мост Разделения". Праведные легко
переходят по мосту к вечному блаженству, а грешников хватает демон Визарш.
Судьба, ожидающая умерших, часто выражается в категориях дороги, пути,
конкретной последовательности событий. Некоторые из этих описаний кажутся
несколько наивными, тогда как другие представляют собой усложненную и
изощренную картографию необычных субъективных переживаний. Индейцы племени
гуарайо, живущие в Боливии, верят, что после смерти душа должна сделать
выбор между двумя дорогами. Одна из них - широкая и удобная, а другая
- узкая и опасная. Душе следует удержаться от искушения и, не прельстившись
легким путем, выбрать трудный. Ей приходится пересечь две реки, одну на
спине гигантского аллигатора, другую - на стволе дерева. Во время путешествия
душу подстерегают и другие опасности. Ей надо пробираться через темную
местность при свете горящей соломинки и пройти между двумя сталкивающимися
скалами. После успешного преодоления всех опасностей душа достигает прекрасной
страны, где цветут деревья, поют птицы, и где она вечно будет пребывать
в счастье.
Согласно традиционным представлениям индейцев племени уичоли, живущих
в Мексике, - в том виде, в каком эта традиция устно передается из поколения
в поколение и запечатлена на красочных тканевых рисунках, называемых неарикас,
- путь души в мир духов схож с описанным выше, хотя и более сложен. Первая
часть пути проходит по прямой дороге, но около места, называемого "Место
Черных Скал", находится развилка. Здесь индеец уичоли, у которого
чистое сердце, избирает правую тропу, а совершивший кровосмешение либо
имевший сексуальную связь с испанцем или испанкой должен отправляться
налево. На левой дороге согрешившие индейцы уичоли переживают ряд жутких
испытаний. Они протыкаются огромной колючкой, их избивают души людей,
с которыми они предавались во время жизни запретным наслаждениям, их сжигает
очищающий огонь, дробят сталкивающиеся скалы, они принуждены пить горячую,
дурно пахнущую воду, кишащую червями и наполненную грязью. Затем им позволено
вернуться к развилке у "Черных Скал" и продолжить свое путешествие
по правой тропе, которая приведет к предкам. На этой части пути они должны
символически ублажить собаку и ворону, двух животных, с которыми уичоли
традиционно плохо обращаются. Потом души встретят опоссума и должны доказать
ему, что не ели его мясо - священное для уичолей. Затем они столкнутся
с гусеницей, символизирующей первый сексуальный опыт. У дикого фигового
дерева души избавятся от гнета сексуальных органов, получив взамен плоды
дерева. После крупного празднества с фигами, маисовым пивом и пейотом,
все души объединятся и затанцуют вокруг Татевари.
Концепция посмертного путешествия уичолей имеет кое-что общее с описаниями
древних ацтеков. Согласно ацтекской религии, мертвые проходили ряд испытаний:
они должны были переправиться через глубокую реку, охраняемую желтой собакой,
пройти между двумя сталкивающимися горами, перебраться через обсидиановую
гору, попасть под воздействие ледяного ветра, быть пронзенными острыми
стрелами и подвергнуться нападению диких зверей, пожирающих человеческие
сердца. Ацтеки прибегали к сложным обрядам, чтобы облегчить посмертные
путешествия своих покойных
|