Рай
Чтобы попасть в
рай, нужно переплыть Лету. /Станислав Ежи Лец/
В христианстве существует два разных представления
о Небе. Первое отражает теологическую и метафизическую концепцию небес
как царства, в котором ангельские чины и святые наслаждаются присутствием
Бога, созерцая Его бытие. Символика, связанная с данной концепцией,
объединяет еврейский образ этого царства с древнегреческими представлениями
о концентрических небесных сферах и о духовном пути. Представления же
о рае или Саде Любви базируются на мифе о Золотом веке и на образе Эдемского
сада. И здесь символика включает в себя некое географическое местоположение,
элементы девственной природы, золотые стены и дороги, вымощенные изумрудами.
Иудаизм утверждает, что "мир грядущий
не таков, как мир здешний. В мире будущем нет ни еды, ни питья, ни размножения,
ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят
с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества" (Талмуд,
Брахот 17а).
Античные греки верили в существование островов
Блаженных и Елисейских полей, находящихся по ту сторону Атлантического
океана, на краю земли. Там прекрасный климат, не бывает дождя, снега
или сильного ветра, а плодородная почва трижды в год рождает фрукты,
сладостью подобные меду. Орфики, считавшие, что спасение заключается
в освобождении от материи и земных оков, рассматривали Елисейские поля
как место радости и отдыха для чистых духов. Вначале эти поля покоились
в подземном мире, заполненном странным сиянием, а затем в верхних областях
неба.
Ацтеки различали три разных рая, куда устремлялись
души после смерти. Первым и самым низким из них был Тлалокан - страна
воды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье, испытываемое
там, было весьма похоже на земное. Мертвые пели песни, играли в чехарду
и ловили бабочек. Деревья сгибались под тяжестью фруктов, на земле обильно
росли маис, тыква, зеленый перец, помидоры, бобы и цветы. Тлиллан-Тлапаллан
был раем для посвященных, последователей Кецалькоатля - бога-короля,
символизирующего воскресение. Этот рай характеризовался как страна бесплотности,
предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не
привязанных к нему. Высшим раем являлся Тонатиухикан или Дом Солнца.
Судя по всему, здесь обитали лица, достигшие полного озарения. Привилегированные,
избранные ежедневными спутниками Солнца, жили полной наслаждения жизнью.
В нордической традиции доступ в Валгаллу завоевывался воинской отвагой.
Рай не сильно отличался от земной жизни - днем воины состязались в единоборстве,
а ночью пировали, запивая свинину медом.
У африканского племени Игбо (Нигерия) есть
песня с такими словами: "Наша жизнь на земле - это всего лишь поездка
на базар: и не важно, наполнили мы свои корзины или нет, в урочный час
мы отправляемся домой".
Индийская мифология насыщена красочными
описаниями райских мест. Согласно древней ведической традиции, Яма,
вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе.
Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным.
Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными
радостями. В индуизме заоблачные мифы являются областями красоты и радости,
населены разнообразными божествами. Доступ сюда обретался соответствующим
образом жизни и правильным выполнением ритуалов.
Буддийские концепции, касающиеся места
отдохновения души, во многом базируются на индийской мифологии. В буддизме
махаяны имеется строго разработанная иерархия райских областей, населенных
божествами и духовными существами. Все желания, которые возникают у
обитателей этого рая, мгновенно осуществляются: "едва вступят они
в воду, вода поднимется в соответствии с его желаниями: по щиколотку,
до колен, по пояс или по горло. Если кто-то захочет, чтобы вода была
холодной, она будет холодной, если же другому захочется, чтобы вода
была горячей, для него она станет горячей, если же они пожелают, чтобы
она была и горячей и холодной, для них она станет и горячей, и холодной,
дабы доставить им удовольствие и т д." (Великая Сукхавативьюха)
Однако не эти небеса являются конечной целью буддийской религии и философии;
они представляют собой временные места отдыха для тех, кто еще не готов
отбросить свои желания, привязанности и достичь полного освобождения
от оков личности.
Образ рая, как места обитания мертвых, существует
во многих североамериканские туземных культурах. Так, например,
некоторые племена североамериканских индейцев, типа аджибуев, чокто
и сиу, верят, что покойники живут там, где заходит солнце или происходит
удачная охота. Некоторые из эскимосских племен видят своих усопших в
лучах северного сияния, радостно играющих с головой кита. В мифологической
картине мира африканской народности тумбука, населяющей Малави, существует
область духов, расположенная в подземном мире, где умершие вечно остаются
молодыми и никогда не бывают несчастными или голодными.