ЗНАЧЕНИЕ
И ВСЕОБЩНОСТЬ ВЕРЫ В БЕССМЕРТИЕ
Отрицатели думают, что наша святыня - жизнь загробная - только утешительная
мечта, она скрашивает нашу тяжелую и прозаическую жизнь своими грезами,
но сама - только греза, не более: умер человек, истлеет и развеется тело...
и все исчезнет, как туман. И эти думы, основанные на нашем полном равнодушии
к своему духовному миру, на нашем религиозном невежестве, на потворстве
своим животным страстям, приводят многих к ужасному концу! Только верой
в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Многие
самоубийцы покончили с собою (и ныне кончают) из-за одной и той же духовной
болезни - отсутствия высшей идеи существования в душе их.
В наше тяжелое и ответственное время материализм, отрицая в человеке человека
с душою, с правами на бессмертие, проповедует какую-то правду, какую-то
честность, какие-то стремления к лучшему порядку, к благородным целям,
не замечая, что все это делается ненужным при том, указываемом им, случайном
порядке бытия, где люди, по его словам, толпится, как мошки в жаркую погоду
в огромном столбе, сталкиваются, мятутся, плодятся, питаются, греются
и исчезают в бестолковом процессе жизни, чтобы завтра дать место другому
такому же столбу. Если это так, тогда не стоит работать над собою, чтобы
к концу жизни стать лучше, чище, правдивее, добрее. Зачем? Для обихода
в несколько десятков лет? Для этого нужно лишь запастись, как муравью,
зернами на зиму, практически умением жить такой честностью, синоним которой
- "ловкость", столькими зернами, чтобы хватило на жизнь, иногда
очень короткую, чтобы было тепло, удобно... Какие же идеалы для муравьев?"
(Гончаров).
В семьях наших о высших целях жизни почти не упоминается, а об идее бессмертия
не только уж вовсе не думают, но даже слишком нередко относятся к ней
насмешливо. И это при детях, да даже еще, пожалуй, с нарочитым назиданием.
Вопрос о бессмертии - самый жизненный: вся наша жизнь, как личная, так
и общественная, зиждется на вере в бессмертие души и будущую жизнь.
Отнимая от себя небо и делая себя исключительно земным существом, человек
волей-неволей прилагает себя к скотам бессмысленным и уподобляется им.
Теперь многие - христиане лишь по паспорту. Многие даже ходят в церковь
и молятся, а в бессмертие души своей едва ли верят, просто, наконец, об
этом не думают. Есть и другие натуры: с виду часто грубые и порочные,
а между тем природа их, быть может, им самим неведомо, давно тоскует по
высшим целям и смыслу жизни.
Бессмертие человека состоит в том, что душа его по смерти тела продолжает
жить отдельно от тела, и человек за гробом продолжает свое существование
в другом мире, правда, в другой форме и других условиях. Смерть не прерывает
существования человека, а только видоизменяет его. На земле люди называют
одних живыми, а других мертвыми. Но кто же мертвый? Это не человек, а
часть человека - тело. Оно и предано земле, а главная часть человека,
образ и подобие Бога, душа - жива! Она перешла в мир загробный и живет
там. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых, и земная жизнь наша только
есть начало, приготовление к жизни вечной, нескончаемой. Нет и не было
ни одного народа, который не ожидал бы будущей жизни. Это чувство присуще
душе человеческой. Вспомните Египет, Грецию, Рим, Индию... Конечно, форма
выражения этой будущей жизни, характер и степень ее развития не у всех
народов одинаковы. Языческие религии представляют, чаще всего, более или
менее ясные гадания об истине бессмертия души, и только христианство сообщило
вере в бессмертие и загробную жизнь полную достоверность и истинное выражение,
ибо оно не учение человеческое, а Богооткровенная истина.
Вспомните древнегреческого писателя, историка Плутарха, который много
в своей жизни путешествовал и много видел разных стран и народов и который
писал: "Обойдите вы всю землю, вы увидите много во всем различий;
вы увидите селения, где нет никаких законов; увидите людей, которые не
знают, что такое деньги; встретите города без укреплений, целые племена,
не имеющие жилищ, но нигде вы не найдете стран или народа, среди которых
не строились бы алтари и жертвенники, где не сжигались бы жертвы и не
возносились бы молитвы к небу". Есть религиозное ощущение, значит,
есть и то, что в нем дано, то, что в нем ощущается. Есть Бог в нас - значит
Он есть. Это чаяние вечной жизни, которое искони существовало в человеческом
духе как нечто свышеприрожденное ему, получило полное и совершенное развитие
в христианстве.
С поразительной силою убеждения говорит, например, апостол Павел о воскресении
и будущей жизни в 1-х Посланиях к Коринфянам и Солунянам. Загробная жизнь
сделалась у апостолов предметом твердой и непоколебимой уверенности, потому
что им дано было зреть воочию эту посмертную жизнь в лице воскресшего
Христа. Эта благодатная вера воодушевляла первых христиан, она же ярко
светилась в жизни Святых Божиих, и почти на наших глазах так ярко проявлялась,
например, в жизни прел. Серафима Саровского, старца Амвросия Оптинского,
о. Иоанна Кронштадтского, которые еще на земле как будто переступили таинственную
грань мира сего и жили далеко за его пределами. Они имели только благодатное
знание о будущей жизни, отблеск которой словно отражается на их всегда
детски радостных лицах и в восторженных речах, как людей, подобно Ал.
Павлу, испытавших "восхищение до третьего неба" и слышавших
там "неизреченные глаголы".
Вот и нам в христианской жизни необходимо благодатное знание о будущей
жизни или твердая уверенность в вечной жизни, светом и дыханием которой
жили и живут истинно верующие христиане. "Заповедь Его есть жизнь
вечная!" Между тем для нас вечная жизнь, большею частью, туманный
вопрос философии, который материалисты и атеисты совершенно отрицают,
основываясь на том, что их царь - рассудок - не принимает этого. Правда,
находятся среди них благодетели человечества, которые говорят и заботятся
об "общем благе" людей. Но прислушайтесь к речам этих проповедников
общечеловеческого благополучия: вы слышите постоянно высокие фразы о самопожертвовании,
о свободе, братстве и т. д., одного только вы не найдете в этих речах
- слова "Бог" и "Христос". Оказывается, ни Бог, ни
Христос не нужны этим мечтателям, которые хотят устроить это благополучие
на земле без сверхчувственной помощи и потому сознательно отрекаются от
христианства. А это отречение от христианской религии равносильно отрицанию
в жизни всякого нравственного смысла. Справедливо еще в древности сказано
Тертулианом, что душа наша по природе христианка.
Люди, приближающиеся к совершенству, достигшие чистоты сердца, "стяжавшие
Духа Божьего", находясь еще в мире, имеют дерзновение перед Вседержителем,
входят в чертог Его, где ангелы и духи святых. Еще будучи в теле, они
твердо знают, что будут царствовать со Христом потому, что еще здесь,
на земле, познали сладость Божественного озарения и действие силы Его.
Сверхъестественные дары Богообщения, получаемые душой, еще находящейся
в теле, служат только залогом небесных благ, о которых нельзя человеку
и рассказать, ибо нет у нас образов, нет слов для их изображения. Уже
в настоящей жизни, поднявшись на вершины духовной высоты, эти святые люди
переживают блаженство и радость, подобные вечной небесной радости в будущем
веке. Они были еще здесь ангелами, целя всяческие недуги душевные и телесные;
преображались на молитве, сияя, Фаворским светом: им повиновались стихии,
пред ними преклонялись люди и звери, растения, вода и воздух.
Свои мысли, свои видения, созерцания они оставили нам в своих творениях,
и нот на основании этих творений, как озаренных свыше, мы и будем говорить
о будущей жизни, жизни по ту сторону гроба.
|